Цель внешнего управления

Что такое внешнее управление при банкротстве?

Цель внешнего управления

В соответствии с законодательной базой РФ, под банкротством подразумевается неспособность физического или юридического лица выполнять требования по своим финансовым обязательствам. Внешнее управление — особая, но не обязательная стадия банкротства, имеющая свои особенности.

Общие сведения

Признание юридического лица банкротом – многоступенчатый механизм, состоящий из ряда последовательных действий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия и возможности его нормального функционирования в будущем. Законодатель, вырабатывая механизм банкротства, в основу закладывал возможность оздоровления юрлица, связывая его неэффективную деятельность, приведшую к неплатежеспособности, с неэффективностью управления.

В силу этого, одной из стадий банкротства является внешнее управление. В этот период бывшее руководство полностью отстраняется от участия в хозяйственной и финансовой деятельности, а функции руководителя переходят в полном объеме к назначаемому арбитражным судом лицу.

Цели и задачи внешнего управления

При введении внешнего управления арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве юридического лица, преследует следующие цели:

  • восстановление платежеспособности предприятия;
  • погашение по мере возрастания платежеспособности требований кредиторов;
  • налаживание эффективного менеджмента, способного в будущем не допустить повторения ситуации.

Для решения этих задач назначенное лицо принимает на себя полномочия руководителя и несет полную ответственность за хозяйственную и финансовую деятельность во весь период своей деятельности, который, по закону, может длиться 18 месяцев. В случае необходимости продлевается решением суда.

Права и обязанности внешнего управляющего

Эффективность деятельности напрямую зависит от наделения внешнего управляющего определенными правами, которых, в условиях нормальной хозяйственной деятельности, лишен отстраненный от должности руководитель.

Их исчерпывающий перечень содержится в ст. 99 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве).

Одним из специфических полномочий внешнего управляющего при банкротстве является право заключения контрактов стоимостью до 20% от активов предприятия без согласия собственников.

А при заключении контрактов стоимостью более 20% активов. Стоит отметить, что сделку одобряют не собственники, а кредиторы предприятия.

План работы

Вновь назначенный внешний управляющий обязан в течение месяца разработать план мероприятий, направленных на оздоровление убыточного предприятия и восстановление его платежеспособности.

В этом плане отражаются:

  • мероприятия по восстановлению платежеспособности за счет реорганизации структуры расходов;
  • период, в котором ожидается получение эффекта оздоровления с календарным графиком мероприятий посредством внешнего управляющего при банкротстве;
  • меры по привлечению дополнительных инвестиций и взысканию дебиторской задолженности;
  • план по ожидаемым доходам.

План утверждается собранием кредиторов и арбитражным судом.

Применяемые уполномоченным лицом меры

Для достижения поставленных целей можно:

  • сменить профиль деятельности юрлица;
  • прекратить работу убыточных филиалов и подразделений;
  • продать неиспользуемые в производстве активы;
  • заменить неиспользуемые активы более эффективными;
  • организовать взыскание дебиторской задолженности;
  • реорганизовать штатную структуру.

Большинство этих мероприятий не требуют согласия собственников. В своей деятельности внешний управляющий подотчетный только назначившему его арбитражному суду.

Особенности проведения мероприятий

Одной из особенностей проведения мероприятий по оздоровлению с помощью внешнего управляющего при банкротстве является существование права отказа от исполнения сделок должника, заключенных до инициации процедуры несостоятельности.

Это право закреплено в ст. 102 ФЗ №127.

Обязательным условием отказа от полного или частичного исполнения обязательств по договору является результат такого отказа – восстановление финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Предоставленное право на отказ от исполнения ранее заключенных договоров не лишает вторую сторону права требования возмещения понесенных убытков.

В этом случае такие кредиторы не включаются в реестр, если требования по возмещению не были заявлены ими до начала процедуры банкротства.

Возмещение производится за счет средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов I – IV очередей, заявленных в реестре.

Отказ от исполнения договорных обязательств заявляется в отношении всех договоров с конкретным контрагентом, а не только по какому-либо конкретному договору. Нельзя отказываться от исполнения договоров, заключенных после назначения на должность.

Результативность проведения внешнего управления

Результативность стадии определяется по истечении срока, назначенного для вывода предприятия из кризиса. Внешний управляющий составляет отчет, который подлежит утверждению собранием кредиторов. Основным критерием эффективности его деятельности является полное восстановление работоспособности, погашение всей (или большей части) кредиторской задолженности.

В случае неэффективности его деятельности юрлицо вступает в следующую стадию процедуры – конкурсное производство, во время которого происходит фактическая ликвидация производства, распродажа всего его имущества и активов, увольнение работников и удовлетворение требований кредиторов за счет реализованных активов.

Правовые последствия

Правовые последствия при внешнем управлении могут носить двоякий характер:

  • положительный – когда в результате предпринятых мер произошло оздоровление предприятия;
  • отрицательный – когда предпринятые внешним управляющим меры не смогли сохранить организацию на плаву и повлекли его ликвидацию.

С точки зрения закона они не накладывают ответственности на лицо, назначенное арбитражным судом в качестве внешнего управляющего.

Невозможность спасти банкрота внешним управлением связана не столько с личностью и деловыми качествами, сколько с комплексом проблем, приведших к возникновению долга, неблагоприятной финансовой ситуацией, нестабильностью рынка, огромной кредиторской задолженности, которую невозможно погасить в отведенные для внешнего управления сроки.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

Источник: https://dom-i-zakon.ru/grazhdanskoe-pravo/vneshnee-upravlenie-kak-procedura-bankrotstva.html

Нюансы внешнего управления в ходе процедуры несостоятельности

Цель внешнего управления

Процесс признания должника несостоятельным зачастую длится не один год. Связано это с применением любых незапрещенных мер по восстановлению платежеспособности разорившегося предприятия.

Одной из таких попыток вернуть финансовую независимость является процедура внешнего управления при банкротстве.

Это необязательный этап в череде процессов по признанию организации несостоятельной, тем не менее это не уменьшает его значимости – даже если компанию не удастся спасти, ее еще можно выгодно продать или грамотно распорядиться имеющимися активами.

Внешнее управление как процедура банкротства

Прежде чем организация будет ликвидирована арбитражные суды и собрание кредиторов могут принять меры для оздоровления предприятия. Первым этапом в процессе признания компании несостоятельной является стадия наблюдения, в ходе которой деятельность юридического лица приостанавливается и оценивается на предмет возможности отвечать по взятым обязательствам.

Второй этап – финансовое оздоровление, на протяжении которого руководство пытается всеми силами вернуть предприятию былую мощь.

Если ни первая, ни вторая стадия процесса не принесли своих плодов, принимается решение о необходимости внешнего управления.

Этот этап предполагает привлечение к руководству организацией независимого специалиста, который в силу опыта сможет помочь предприятию вернуться в прежний рабочий режим.

Внешнее управление как процедуру банкротства не всегда считают целесообразной. Она не требуется, когда изначально ясно, что попытки восстановить финансовую независимость не увенчаются успехом в силу большого количества долгов. Кроме того, эта процедура не может применяться при рассмотрении дел о банкротстве физических лиц.

Порядок введения внешнего управления

Если деятельность предприятия, по мнению собрания кредиторов, еще можно восстановить, принимается решение о необходимости привлечения независимого специалиста в сфере менеджмента. Арбитражный суд рассматривает возможность введения внешнего управления и выносит соответствующее определение.

Законом «О несостоятельности (банкротстве)» также предусмотрены случаи, когда судья может без решения собрания кредиторов инициировать привлечение независимого руководителя. В частности, в ч. 4 п. 2 ст.

75 указанного нормативно-правового акта сказано о том, что арбитражный суд вправе пропустить стадию финансового оздоровления и сразу перейти к внешнему управлению при наличии оснований полагать, что такая мера поможет восстановить платежеспособность предприятия. Также согласно ч. 4 п. 1 ст.

92 суд выносит определение о привлечении специалиста, если собрание кредиторов подало ходатайство о признании организации банкротом, но до даты рассмотрения дела появились обстоятельства, указывающие на возможность преодоления кризиса.

Внешнее управление способно восстановить деятельность предприятия

При вынесении определения о переходе к внешнему управлению, назначается новый руководитель компании. Кроме этого, начало нового этапа в процедуре банкротства предполагает следующие последствия для юридического лица:

  • внутреннее управление вверяется другому лицу, прежнее начальство увольняется или переводится на другую должность;
  • ранее введенные меры по восстановлению финансовой независимости отменяются;
  • объявляется мораторий на осуществление денежных операций по возвращении долгов.

Вводится стадия максимум на 18 месяцев и может быть продлена еще на полгода (иногда и на более длительный срок, к примеру, если идет речь о банкротстве градообразующего предприятия – на год).

Задачи внешнего управления

Привлечение независимого специалиста осуществляется с целью экономического оздоровления должника. Вся деятельность управляющего должна быть направлена на достижение таких результатов:

  • удовлетворение требований займодавцев;
  • возможность дальнейшего осуществления деятельности.

Специалисты настаивают на том, что функционирование предприятия должно не просто быть восстановлено – в идеале нужно сохранить его организационно-правовую форму, а также предоставить возможность осуществлять те виды деятельности, которыми компания занималась ранее.

Чтобы достичь поставленных задач, внешнему управляющему при банкротстве необходимо проводить комплексную деятельность, направленную на возобновление платежеспособности компании.

Свои предложения по осуществлению восстановительных мер назначенный специалист излагает в плане, составленном в первый месяц его работы.

Документ выносится на обсуждение собрания кредиторов, а после утверждения этим органом представляется в арбитражный суд.

В содержание плана должен входить перечень мер по выведению юридического лица из кризиса, порядок их применения, срок для возвращения компании в прежний рабочий режим. Если собрание кредиторов не одобряет документ, оно принимает решение о его отклонении и отстранении управляющего.

В некоторых случаях план наглядно демонстрирует невозможность вернуть организации былую мощь из-за большой задолженности и необходимости крупных расходов.

Собрание кредиторов в этой ситуации ходатайствует об объявлении должника несостоятельным и введении процедуры конкурсного производства.

Оздоровление предприятия — основная задача внешнего управляющего

Правовой статус внешнего управляющего

Права руководителя:

  • проведение операций с имуществом согласно утвержденному плану;
  • заключение мировых соглашений;
  • заявление отказов от невыгодных договоров;
  • обращение в суд с целью признания сделок недействительными;
  • подача требований о взыскании убытков с администрации должника за принятие заведомо невыгодных решений;
  • привлечение кредитных экспертов, бухгалтеров, экономистов для проведения антикризисных мер;
  • осуществление иных действий, направленных на восстановление деятельности юридического лица.

Обязанности управляющего:

  • принять имущество;
  • сделать инвентаризацию и включить данные, полученные в ходе нее, в специальный реестр;
  • разработать план по выведению управляемой организации из кризиса;
  • вести документальный и финансовый учет;
  • составлять отчетность;
  • заявлять возражения в отношении неоправданных требований займодавцев;
  • взыскивать долги;
  • вести реестр кредиторов;
  • оплачивать текущие расходы;
  • реализовывать плановые меры по восстановлению функционирования компании;
  • информировать кредиторов и суд о своей деятельности;
  • осуществлять иную деятельность.

Внешний управляющий в полной мере заменяет руководителя предприятия. Неисполнение обязанностей приводит к его отстранению.

Внешний управляющий может обращаться в суд при необходимости

Мероприятия по выведению организации из кризиса

В ходе внешнего управления могут применяться следующие процедуры.

  1. Перепрофилирование производства. Подразумевается изменение количества и состава выпускаемой продукции или полную смену деятельности компании.
  2. Закрытие убыточных филиалов.
  3. Возвращение денег, выданных в долг организацией.
  4. Частичная реализация материальных ценностей. Имущество продается на торгах. Начальная стоимость лота устанавливается кредиторами.
  5. Заключение договоров цессии. Права требовать деньги за отчуждаемое имущество переходят к займодавцам.
  6. Возвращение долгов при помощи собственников материальных ценностей компании.
  7. Увеличение уставного капитала путем привлечения взносов и размещения акций.
  8. Продажа предприятия.

Если внешний управляющий грамотно подошел к исполнению своих обязанностей и меры по выведению компании из кризиса помогли, суд принимает решение о начале удовлетворения требований займодавцев. Долги выплачиваются в зависимости от очереди, к которой относится кредитор.

Завершение этапа внешнего управления

Существует два варианта развития событий. Первый – цели удалось достичь, то есть возвращены долги, компания стала стабильно функционировать и может работать далее в прежнем режиме. В этом случае арбитражный процесс заканчивается заключением мирового соглашения. Внешний руководитель продолжает вести организацию до назначения нового администратора.

Второй вариант – признание предприятия несостоятельным, объявление конкурсного производства и подготовка компании к ликвидации.

Из видео можно узнать о внешнем управлении и финансовом оздоровлении:

Источник: https://MoyDolg.com/bankrotstvo/yurlica-1/vneshnee-upravlenie-kak-procedura-bankrotstva.html

Внешнее управление как процедура банкротства

Цель внешнего управления

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление.

Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами.

Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ).

Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально.

Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес.

Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д.

Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат.

117 № 127-ФЗ.

Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства.

Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации.

Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Источник: https://www.zakonrf.info/content/articles/vneshnee-upravlenie/

Какие задачи внешнего управления

Основной целью, которую ставит перед собой внешнее управление, является необходимость восстановления нормальной работы предприятия и возврат прежней платежеспособности должника после признания его несостоятельности. Еще одной задачей данной процедуры есть требование удовлетворить запросы всех кредиторов.

Реализация процедуры внешнего управления осуществляется путем передачи прав управления предприятия должника внешнему управляющему. Общее собрание кредиторов принимает решение о введении внешнего управления.

Такое же решение может принять арбитражный суд. Но чтобы оно могло быть принято, суду необходимо предоставить доказательства того, что платежеспособность обанкротившегося предприятия можно восстановить (ст.

92 ФЗ «О несостоятельности»).

Внешнее управление вводится на срок не более полутора лет. Этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев или сокращен. Для этого комитет кредиторов или управляющий должны подать специальное ходатайство. Общее время оздоровительного периода для предприятия не может превышать двух лет.

Какие последствия введения внешнего управления?

Наступают следующие последствия внешнего управления:

  • руководство компанией или предприятием берет на себя внешний управляющий, полномочия прежнего руководства прекращаются;
  • прекращаются полномочия всех органов управления, которые переходят к управляющему;
  • меры по выполнению запросов кредиторов, которые принимались до введения процедуры, считаются недействительными;
  • аресты имущества, прочие ограничения, связанные с управлением данным имуществом, могут осуществляться исключительно при банкротстве;
  • устанавливается мораторий на удовлетворение запросов, предъявляемых кредиторами по платежам, финансовым обязательствам, выплачиваемым до введения внешнего управления.

Если обязательства возникли после проведения арбитражного суда и принятия им решения о признании несостоятельности компании, не накладывается мораторий на обязательства, которые должны выполняться после начала внешнего управления. Кроме того, исключения составляют платежи по алиментам, выплате зарплат и вознаграждений.

Что входит в обязанности внешнего управляющего?

У внешнего управляющего достаточно широкий перечень полномочий.

В его права входит распоряжение всей собственностью должника, в то время как сам собственник и его органы управления не имеют права принимать никаких решений или иметь влияние на действия внешнего управляющего.

Он, в свою очередь, может выполнять функции управления предприятием, проводит инвентаризацию, принимает и ведет имущество.

Кроме этого внешний управляющий занимается оздоровлением предприятия для восстановления его способности платить по долгам путем ведения хозяйственной деятельности. Для этого составляется план по управлению предприятием. Этот план представляется на рассмотрение кредиторам и утверждается ими.

Разрабатываются меры по взысканию задолженности, открывается реестр требований кредиторов и др.

Планирование работы внешнего управляющего

Управляющий должен в начале своей деятельности на протяжении месяца разработать план, в котором должны быть учтены следующие моменты:

  1. мероприятия по восстановлению платежеспособности должника, план и условия их реализации;
  2. финансирование;
  3. план по ожидаемым расходам должника;
  4. период, за который планируется восстановить платежеспособность должника;
  5. аргументация сроков восстановления;
  6. разграничение компетенции собрания кредиторов и комитетов.

План, который составляется управляющим, должен четко соблюдаться. Контроль его выполнения осуществляется также и кредиторами.

Какие меры могут применяться внешним управлением?

Во время проведения процедуры внешнего управления могут быть приняты следующие меры:

  • смена профиля производства;
  • прекращение работы убыточных и невыгодных филиалов и подразделений;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • продажа имущества должника;
  • внесение средств в уставной фонд предприятия третьими лицами и учредителями;
  • замещение активов и другие меры, не противоречащие закону.

План мероприятий может предусматривать несколько мер одновременно, в комплексе.

Эта работа возлагается на внешнего управляющего, и она нацелена на выход предприятия из кризисного состояния.

Особенности проведения оздоровительных мероприятий

В период внешнего управления осуществляются мероприятия:

  • как только принято решение о введении внешнего управления, руководитель предприятия-должника уведомляется на протяжении одного дня;
  • направляется оповещение учредителям;
  • на протяжении 10 суток с начала введения процедуры направляется заявка для публикации данной информации;
  • выдается распоряжение на передачу управляющему всех документов предприятия (в т.ч. бухгалтерских);
  • осуществляется передача документов на протяжении 3 суток с момента его вступления в должность;
  • разрабатывается план;
  • проводится первое собрание кредиторов (на протяжении 31 дня после вступления в должность внешнего управляющего);
  • о введении оздоровительного этапа банкротства уведомляется ФССП;
  • уведомляются налоговые органы и банк;
  • направляются запросы в органы контроля;
  • собирается собрание всех, кто работает в компании (на предприятии, в организации);
  • к работе на предприятии приглашается бухгалтер и аудитор;
  • проводится инвентаризация;
  • анализируется материальное положение должника;
  • осуществляется возврат имущества, которым владеют третьи лица;
  • составляется реестр запросов кредиторов;
  • рассматриваются требования;
  • собирается собрание кредиторов;
  • выполняется промежуточный отчет;
  • арбитражному суду предоставляется план управления;
  • составляется новый план по управлению предприятием-банкротом;
  • составляется отчет, который предоставляется кредиторам;
  • реализация имущества должника;
  • выполняются обязательства банкрота имуществом;
  • должник и кредиторы уведомляются о начале удовлетворения требований;
  • производятся операции по расчету с кредиторами, следующими по очереди;
  • прекращаются полномочия внешнего управляющего;
  • составляется ликвидационный протокол.

Банкротство и внешнее управление

Результативность внешнего управления?

Внешнее управление не всегда имеет высокую результативность. Объясняется это тем, что профессиональный уровень внешнего управляющего не отвечает необходимым требованиям. Он не владеет навыками по использованию законных методов решения проблем предприятия.

Кроме того на эффективность внешнего управления достаточно сильно могут влиять внешние факторы: прямые (изменения в законодательстве, конкурентные отношения, налоговая система) и косвенные (политическая обстановка, изменения в международных отношениях, инфляция, природные катаклизмы и стихийные бедствия).

Иногда внешнее управление имеет низкую эффективность вследствие желания кредиторов окончательно разорить должника, чтобы установить контроль над его финансами, отобрать недвижимость или имущество.

Источник: https://e-zaim.ru/bankrotstvo-yuridicheskih-lic/vneshnee-upravlenie-kak-protsedura-bankrotstva

Внешнее управление как процедура банкротства: план и кто его выполняет

Цель внешнего управления

Внешнее управление не является распространенной процедурой при крахе организации, и Арбитражный суд прибегает к ее проведению лишь в тех случаях, когда прогнозы специалистов говорят о том, что фирму еще можно «реанимировать».

У данного процесса есть свои особенности, и во многом успешное окончание этого этапа в деле о несостоятельности предприятия зависит от двух факторов – от текущего финансово-экономического состояния компании и от умелых и уверенных действий временного главы компании, внешнего управляющего.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Основные этапы банкротства юридического лица

Основной причиной банкротства организаций является их неплатежеспособность. Источниками же невозможности фирмы погашать долги по счетам могут быть различные факторы.

Так, финансовая несостоятельность предприятия может возникнуть вследствие слабой конкурентоспособности, недостаточного финансирования или же в результате неграмотных стратегий, проводимых руководством компанией.

На начальном этапе запуск процедуры банкротства инициируется в результате первых признаков несостоятельности компании. К ним относится длительная, более трех месяцев, задержка выплаты по кредитным обязательствам, и также зарплаты работникам. Внешний долг юридического лица при этом должен превышать триста тысяч рублей.

Процедура признания организации несостоятельной находится под контролем Арбитражного суда. Она весьма длительна – процесс может занимать более двух лет, и состоит из нескольких этапов:

  1. Этап наблюдения: длится не более 7 месяцев. В этот период назначенный судом временный управляющий проводит беспристрастную оценку состояния дел компании. Руководство фирмы обязано предоставлять временному управляющему полную информацию об организации, в том числе, давать доступ к секретным сведениям, составляющим коммерческую тайну. За эти семь месяцев временный управляющий сообщает суду отчет о состоянии дел подконтрольного предприятия.
  2. Этап финансового оздоровления: занимает не более двух лет. Для курирования вопросов управления фирмой в этот период Арбитражный суд назначает административного управляющего. Он обеспечивает взаимодействие должника и его кредиторов и разрабатывает план по восстановлению платежеспособности компании. За месяц до истечения отведенного срока административный управляющий также должен предоставить суду отчет о проделанной работе.
  3. Этап внешнего управления: занимает 18 месяцев. В эту стадию фирма вступает в случае, если финансовое оздоровление не принесло результатов, но вероятность банкротства еще не столь очевидна. Внешний управляющий, назначенный судом, принимает на себя полное руководство компанией, в то время как директорат слагает свои полномочия. Этот этап – последний шанс предприятия избежать банкротства.
  4. Этап конкурсного производства: длится полгода. К этому моменту становится неизбежным банкротство фирмы, поэтому судом инициируется начало конкурсного производства, заключающегося в реализации ценностей и активов юридического лица. Эта процедура находится в ведении конкурсного управляющего – лица, также назначаемого судом. Предварительно конкурсный управляющий обеспечивает проведение полной инвентаризации и описи имущества обанкротившейся компании, а также принимает меры по сохранению ее ценностей.

По итогам работы суда и его представителей, в случае неблагоприятного исхода несостоятельная фирма признается банкротом и ликвидируется, а ее руководство зачастую привлекается к ответственности.

Понятие внешнего управления — его цели и задачи

Как было упомянуто выше, введение внешнего управления является обязательным периодом, необходимым для определения степени вероятности банкротства организации.

Фактически это решающий этап, в течение которого усилия направлены на реабилитацию предприятия. Следующее за ним конкурсное производство осуществляется уже в рамках признания несостоятельности должника. Иными словами, назначение судом внешнего управляющего является последним шансом для фирмы остаться на плаву.

Внешнее управление вводится на срок 18 месяцев (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В ряде исключительных случаев Арбитражный суд может продлить этот период еще на полгода. Аналогично, по инициативе совета кредиторов или же самого внешнего управляющего, этап может быть и сокращен.

Особенностью этого этапа является передача практически всех полномочий по управлению фирмой внешнему (арбитражному) управляющему, в то время как руководитель компании – генеральный директор – отстраняется от своих обязанностей.

Именно с момента принятия внешним управляющим всей полноты функций руководителя и запускается процедура внешнего управления.

Для того, чтобы суд утвердил начало процесса и назначил ответственное лицо, собрание кредиторов должно предоставить весомые доказательства того, что фирму еще можно реабилитировать.

В противном случае судом будет запущен процесс конкурсного производства, минуя этап внешнего управления.

В рамках конкурсного производства имущество и активы организации будут распроданы для покрытия долгов перед работниками и кредиторами.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления жизнеспособности предприятия, а также удовлетворения законных притязаний всех кредиторов и работников компании. Если такая возможность есть, и внешний управляющий грамотно пойдет к решению задачи, фирма сможет не только рассчитаться с долгами, но и продолжить свою коммерческую деятельность.

План работы внешнего управляющего

Деятельность внешнего управляющего можно подразделить на два самых важных этапа: определение причин банкротства организации и принятие мер для ликвидации несостоятельности фирмы. Для уполномоченного лица важно проанализировать все обстоятельства дела и исключить вероятность умышленного банкротства.

Проведение этапа внешнего управления действует по следующей схеме:

  1. Назначение Арбитражным судом внешнего управляющего.
  2. Составление плана по реабилитации и оздоровлению организации.
  3. Приведение этого плана в действие.
  4. Погашение долгов по зарплате и задолженностей перед кредиторами.
  5. Возвращение предприятия к нормальному функционированию.

Действия арбитражного управляющего приведут к желаемому результату, если он заранее продумает план своей работы по выведению фирмы из кризиса.

Сам же план внешнего управления должен включать несколько обязательных позиций, которых внешний управляющий должен придерживаться. К ним относятся:

  1. Подготовка перечня мероприятий, направленных на оздоровление организации и выведение ее из кризиса.
  2. Подготовка перечня источников финансирования – поскольку каждое мероприятие должно иметь финансовое подкрепление.
  3. Планирование временных рамок, необходимых для реализации планов по каждому оздоровительному мероприятию.

Также план должен включать в себя прогнозируемые положительные результаты от действий управленца согласно плану.

Вариантов исхода работы внешнего управляющего может быть три: прекращение процесса банкротства предприятия в силу восстановления платежеспособности должника и выхода из кризиса; признание юридического лица банкротом и его последующая ликвидация; заключение мирового соглашения между фирмой-должником и ее кредиторами.

Оздоровительные мероприятия

Одним из наиболее действенных аспектов является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов. Более того, самим кредиторам запрещается выставлять какие-либо требования к поднадзорной фирме-должнику в течение периода внешнего управления.

Это необходимо, чтобы организация имела возможность поправить свои дела, не оглядываясь на давление со стороны кредитных организаций и сторонних компаний-партнеров, которые не получили выплат по контрактам и договорам.

Однако мораторий на кредиторские требования является скорее условием для реализации мер, направленных на возвращение компании к нормальному функционированию.

После проведения аудита и анализа, арбитражный управляющий решает, как поступить с активами поднадзорной фирмы.

Например, нерентабельные филиалы можно закрыть. Реализовав освободившееся таким образом движимое и недвижимое имущество, компания может покрыть часть долгов.

При анализе деятельности фирмы управленец может принять решение увеличить мощности производства отдельных объектов для получения прибыли.

Возможно заключение взаимовыгодных соглашений со сторонними компаниями. Однако если сделка совершается в особо крупном размере, ее проведение потребует согласования с кредиторским советом.

Кто может быть назначен внешним управляющим

Кандидатура внешнего управляющего при банкротстве должника утверждается общим собранием кредиторов.

Претендовать на эту временную должность могут следующие лица:

  • представленные одним из кредиторов фирмы-банкрота на общем собрании;
  • предложенные прочими участниками дела о банкротстве юридического лица;
  • уже зарегистрированные в Арбитражном суде в качестве управляющих;

Также кандидаты в временные управляющие могут быть назначены уполномоченными государственными органами.

Стать арбитражным управляющим может не каждый. К ним применяются весьма жесткие требования, которые закон периодически усложняет.

Так, лицам, желающим занять эту должность, необходимо иметь соответствующее образование: юриспруденция или экономика (антикризисное управление). Также потенциальный управленец должен пройти стажировку на базе СРО у действующего специалиста.

Обучение по специальности является важным условием. Длится оно 2-3 месяца, зависимо от опыта кандидата. Например, если потенциальный внешний управляющий ранее занимал руководящую должность год и более, срок теоретического обучения может быть сокращен.

Для обучения кандидату предстоит предоставить две справки: об отсутствии судимости и о том, что он не является дисквалифицированным специалистом (выдается в Налоговой).

За обучением следует стажировка – от 6 месяцев до 2 лет (срок также зависит от наличия у стажера руководящего опыта, подтверждаемого записью в трудовой книжке). Стажировка бесплатна. В отдельных случаях, по договоренности с организацией, принимающей стажера, заключается договор ГПХ, по которому исполнитель получает вознаграждение.

После стажировки будущий арбитражный управляющий должен вступить в СРО. Однако членские взносы необходимо уплачивать только в случае назначения на должность.

Последним этапом является оформление страховки. Делается это уже после назначения специалиста Арбитражным судом на должность внешнего управляющего. Закон отводит ему десять дней, чтобы оформить страхование, которое, в случае необходимости, покроет владельцам юридического лица убытки, являющиеся следствием ошибочной работы арбитражного управляющего.

Заключение

Таким образом, этап внешнего управления полностью сосредоточен на последней попытке спасения фирмы из постигшего ее кризиса, и ключевой фигурой здесь является арбитражный управляющий, который должен трезво оценить положение дел практически обанкротившейся организации, найти пути выхода из сложившейся ситуации и компетентно помочь юридическому лицу снова встать на ноги, рассчитаться с долгами и продолжить свою финансово-экономическую деятельность.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/bankrotstvo/osobennosti-vneshnego-upravleniya-pri-bankrotstve.html

Юрист.Рф
Добавить комментарий