Контролирующие лица должника это

Субсидиарная ответственность контролирующих лиц

Контролирующие лица должника это

Уже вступившим в силу 30 июля 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс России об административных правонарушениях» внесены поправки не только в саму процедуру банкротства, но и порядок установления и привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника. В полном объеме изменения начали применяться с 1 сентября этого года, а привлекаться к субсидиарной ответственности по новым правилам будут уже по заявлениям, поданным с 1 июля 2017 года. Проведем краткий анализ новых норм Закона о банкротстве в рамках нашей новой статьи.

Что такое субсидиарная ответственность?

Субсидиарная ответственность — это институт совсем не новый для российского законодательства. По своей сути он позволяет кредитору, который не получил полного удовлетворения своих требований от основного должника, предъявить их другому, несущему наряду с ним субсидиарную ответственность.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению субсидиарной ответственности в законодательстве о банкротстве, необходимо отметить, что данный институт предусмотрен также и гражданским законодательством.

Так, согласно пункту 1 статьи 399 Гражданского Кодекса РФ кредитор сначала должен предъявить свои требования основному должнику и только если он отказал в исполнении данных требований, то тогда кредитор имеет право обратиться к лицу, несущему субсидиарную ответственность.

В новой, как и ранее действующей редакции Закона о банкротстве, предусмотрена возможность привлечения контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности. Главной целью данного права кредиторов является пресечение незаконных действий должника, направленных на уклонение от погашения задолженности и сокрытие результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Применение данного вида зачастую персональной ответственности широкого круга возможных в новой редакции закона контролирующих лиц, сейчас достаточно злободневно. Формирование судебной практики только начинается и многое зависит от правильных действий не только должника, но и самих потенциальных контролирующих лиц.

Как работает третейский суд? Арбитражное соглашение, подача иска и исполнение решения

Кто такие контролирующие лица должника?

Статья 61.10. Контролирующее должника лицо

Согласно пункту 4 статьи 61.10 новой редакции Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в общем порядке контролирующим лицом должника является:

  • руководитель или управляющая организация должника, член исполнительного органа, ликвидатор и член ликвидационной комиссии;
  • лицо, которое могло самостоятельно либо совместно с другими лицами распоряжаться 50% голосующих акций — для акционеров, и более чем половиной доли в уставном капитале — для учредителей обществ с ограниченной ответственностью. К данной категории законом также отнесены лица, которые в принципе имели право назначать руководителя должника;
  • лицо, извлекающее материальную выгоду от незаконных действий должностных лиц, уполномоченных выступать от имени должника.

Как открыть свой бизнес? Инструкция по регистрации ООО в 2017 году

Новый Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ внес в этот список существенные дополнения. Вышеназванная статья 61.

10 измененного закона устанавливает признаки контролирующих должника лиц, в отношении которых может применяться субсидиарная ответственность при банкротстве.

Сейчас это не просто акционеры и учредители юридического лица или же генеральный директор, но и, например, финансовый директор или главный бухгалтер. В законе прямо указано — иная должность, предоставляющая право определять действия должника.

Вместе с тем, законодателем в пункте 6 рассматриваемой статьи установлено ограничение, в соответствии с которым к контролирующим нельзя отнести лиц лишь по тому основанию, что они владеют менее чем 10% уставного капитала юридического лица и получают обычный доход, связанный с этим владением.

Поэтому принятие решения о замене фактических учредителей и руководителей фирмы на «номинальных» из среды друзей, родственников и сотрудников не может препятствовать привлечению к субсидиарной ответственности при банкротстве реальных руководителей и собственников бизнеса.

За что могут привлечь к субсидиарной ответственности при банкротстве и в каком размере?

Статья 61.11. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов

Первоочередное основание для привлечения к субсидиарной ответственности указано в статье 61.11 Закона о банкротстве, а именно — невозможность полного погашения требований кредиторов. Необходимо отметить, что законом предусмотрено солидарное привлечение к субсидиарной ответственности группы контролирующих лиц должника.

Размер субсидиарной ответственности контролирующего лица соответствует общему размеру требований всех кредиторов должника. При этом, если им будет доказано, что от его действий размер причиненного кредиторам имущественного вреда меньше, чем общие требования к должнику, то и размер субсидиарной ответственности контролирующего лица будет уменьшен.

Кроме того, в пункте 10 анализируемой статьи указано, что контролирующее лицо должника, которое не может полностью удовлетворить требования кредиторов, не несет субсидиарную ответственность, если им будет доказано отсутствие вины в этом. Однако, закон прямо указывает на то, что данное лицо должно действовать в рамках обычных условий гражданского оборота, добросовестно, разумно в интересах должника и его владельцев — учредителей, без нарушения прав кредиторов.

Обзор личного кабинета налогоплательщика физического лица на сайте ФНС России

Кто имеет право привлечь к субсидиарной ответственности?

Статья 61.14. Право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности

В соответствии со статьей 61.14 новой редакции Закона о банкротстве право подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности имеют следующие лица:

  • арбитражные управляющие по собственной инициативе и по решению кредиторов;
  • представители работников должника;
  • работники, в том числе и бывшие, должника;
  • уполномоченные госорганы, среди которых в первую очередь налоговая служба.

Как вы считаете, нужна ли субсидиарная ответственность для контролирующих должника лиц?

Участие налоговиков в привлечении к субсидиарной ответственности

Как правило, в процедурах банкротства активно участвуют налоговые органы. Сотрудники ФНС России начинают или включаются в процедуру привлечения руководителей и учредителей должника к субсидиарной ответственности при банкротстве.

Как правило, все начинается с проверки, в рамках которой устанавливается не полная уплата налогов. После этого налоговики принимают меры по взысканию задолженности. Далее сами становятся инициаторами или входят в процедуру банкротства.

Уже после того, как должник будет признан банкротом, привлекают его руководителей или учредителей к субсидиарной ответственности.

Положительный результат для государства по данным основаниям достигается тогда, когда законность решения инспекции о доначислении налогов подтверждается вступившим в законную силу решением суда.

Такое решение, например, может устанавливать факт получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерных отнесений сумм по сделкам с «сомнительными» контрагентами на расходы, а также принятия вычетов по НДС.

Проверить себя и контрагента или комплаенс-контроль по-русски

Судебное решение особенно имеет значение, когда рассматриваются заявления о привлечении к субсидиарной ответственности.

В таком случае доводы руководителей и учредителей о том, что совершенные компанией налоговые правонарушения являются основанием для привлечения только к налоговой ответственности, но не служат поводом для привлечения к субсидиарной ответственности, могут подвергаться сомнению.

Письмо ФНС России о новых нормах Закона о банкротстве

В связи с вступлением в силу новых норм Закона о банкротстве ФНС России выпущено письмо от 16 августа 2017 года № СА-4-18/[email protected] «О применении налоговыми органами положений главы III.2 Федерального закона от 26.10.

2002 N 127-ФЗ», в рамках которого налоговики для своих подчиненных разъяснили положения об ответственности руководителей должников, а также всех иных лиц в делах о банкротстве. Данное письмо было выпущено в связи с тем, что налоговые органы являются представителями интересов Российской Федерации в делах данной категории.

С полным текстом данного письма вы можете ознакомиться на нашем сайте, скачав его по ссылке ниже:

Источник: https://juridic-help.ru/subsidiarnaya-otvetstvennost-kontroliruyuschih-lic/

Контролирующее лицо должника и другие «страшилки» в №266-ФЗ

Контролирующие лица должника это

Добрый день, дамы и господа.

Потратим 5 минут и позаботимся о вашем кармане, вашей свободе и о вашем будущем. Чтобы никто из вас не смог сказать: «Опять он нам страшилки рассказывает, опять нас пугает». Я буду ссылаться на официальные документы. Я буду ссылаться на Госдуму: этот документ Госдума приняла 19 июля 2017 года.

Я буду ссылаться на Совет Федерации: этот документ Совет Федерации одобрил 25 июля 2017 года. Я буду ссылаться на Владимира Владимировича Путина, который этот замечательный документ подписал. В конце этого замечательного документа написано, что он вступает в силу со дня его официального опубликования.

Это Федеральный закон №266-ФЗ от 29 июля 2017 года, и он уже опубликован.

№401-ФЗ и №488-ФЗ – это «детский сад»

Если вы уже слышали о №401-ФЗ от 30 ноября 2016 года, согласно которому, учредители и директоры отвечают своим личным имуществом перед бюджетом, то знайте: №401-ФЗ в сравнении с этим законом –  просто «детский сад».

Если вы уже слышали про №488-ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2017 года, согласно которому, в №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в статью 3 добавлен пункт 3.

1, и теперь директоры и учредители после ликвидации компании тоже несут субсидиарную ответственность… №488-ФЗ внес ряд изменений в статью 10 №127-ФЗ. Но №488-ФЗ – это тоже «детский сад» в сравнении с шедевром под названием «№266-ФЗ».

Уважаемые коллеги, закон толстый… В этом законе я затрону только один-единственный элемент: в №127-ФЗ «О несостоятельности и банкротстве» ввели главу 3.2, которая называется «Ответственность руководителя-должника и иных лиц в деле о банкротстве». Коллеги, изучите эту главу целиком. Первое, что вы должны знать: появилась статья 61.

10, которая называется «Контролирующее должника лицо». Этим лицом может быть учредитель, директор, подставной директор, подставной учредитель.

Этим контролирующим лицом может быть человек, который не является ни директором, ни учредителем, но тем не менее, могут доказать и покажут на него пальчиком, что именно он давал указания этому бомжику подписывать какие-то бумажки…

«Статья 61.10. Контролирующее должника лицо

1.

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в целях настоящего Федерального закона под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий»

Коллеги, нужно понять еще одну уникальную вещь: это новый пункт 3.1 статьи 9.

«Если в течение предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи срока (1 месяц) руководитель должника не обратился в арбитражный суд с заявлением должника и не устранены обстоятельства, предусмотренные абзацами вторым, пятым-восьмым пункта 1 настоящей статьи, в течение десяти календарных дней со дня истечения этого срока…»

Ребята, показываю на пальцах. Вы – директор компании. Если вы одномоментно, либо в течение этих 40 дней, которые у вас будут (30 + 10 дополнительных), не сможете погасить требования всех имеющихся в вашей компании кредиторов, вы должны подать свою компанию на банкротство. Это первое, что вы должны знать.

Что значит – «Вы»? Если вы внимательно изучите этот закон, под словом «Вы» подразумевается учредитель, акционер, собрание учредителей, собрание акционеров – кто угодно. У нас до половины российских компаний не могут одномоментно заплатить деньги всем кредиторам.

Тем не менее, закон теперь таков: если вы одномоментно не можете удовлетворить требования всех кредиторов вашей компании, вы должны подать ее на банкротство. Государство тоже может быть кредитором.

Если налоговики доначислили недоимки, пени и штрафы, и вы не можете одномоментно удовлетворить требования налоговиков, вы в установленный срок должны свою компанию подать на банкротство.

Дальше начинается самое интересное. В статье 61.10 написано, что значит «влиять на компанию», как будут признавать, влияли вы или не влияли. В пункте 4 этой статьи написано, что пока не доказано иное, предполагается, что лицо являлось контролирующим должника лицом, т.

е. вводится презумпция виновности. Дальше, согласно статье 61.11, налагается субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов. Эту субсидиарную ответственность будет нести и директор, и главный бухгалтер. Почитайте внимательно статьи 61.

10 и 61.11. Эту ответственность будут нести любые люди, которые нигде не были ни учредителями, ни директорами, но, если на них кто-то пальцем покажет, будет считаться, что они несут эту ответственность… Я не шучу, никого не запугиваю, я сослался на Совет Федерации, на закон, на Владимира Путина.

Друзья мои, добавлю еще парочку вещей. Допустим, на вас показали пальцем, вы пользовались услугами «серой» конторы, и эти обнальщики на вас пальцем показали. Вы не смогли доказать, что не жираф, на вас возложили субсидиарную ответственность за долги своей компании.

Вы расплатились за счет личного имущества вместе со своим финдиректором, главбухом и генеральным директором, вместе с учредителями. Не могут привлечь к ответственности только учредителей, у которых прямое участие в капитале меньше 10% от уставного капитала. Все остальные отвечают. Вы нищие, личного имущества у вас больше нет. Рано радоваться.

В течение трех лет после банкротства любой новый кредитор, начиная от бывшего сотрудника и заканчивая государством, если он объявится, – и вы опять будете нести материальную ответственность. К этим трем годам нужно добавить еще два года, когда этот пропущенный трехлетний срок может быть восстановлен. Процедура банкротства закончилась, у бизнесмена все забрали.

Личные штаны даже забрали. Не важно: вернутся, будут забирать то, что он за эти три года заработал. Плюс два года на восстановление срока. Итого – пять лет. Допустим, появляется некий кредитор. Допустим, уже 2020 год, а компания ваша была обанкрочена в 2017 году. Кредитор проснулся… На дворе 2022 год, три года прошло.

В течение двух лет он имел право восстановить пропущенный срок. Так вот, этот кредитор может вспомнить, что вы в 2012 году были ему должны. Добавляется еще понятие десятилетнего срока, начиная с 2012 года…

Короткий предварительный вывод

Какой мой общий вывод после изучения этого федерального закона? Отныне любая российская компания в части, касающейся соотношения собственных оборотных средств к привлеченным оборотным средствам, должна иметь это соотношение не менее трех к одному: три единички собственных оборотных средств, одна единичка привлеченных оборотных средств.

Второй момент. Минимум половина из собственных оборотных средств должны быть высоколиквидными активами, чтобы вы могли в течение 30-40 дней расплатиться со всеми вашими кредиторами, продав эти активы.

Эти активы должны быть не просто высоколиквидными: суммы должно хватить на удовлетворение всех требований кредиторов.

Вы скажете, что я несу ахинею: как развиваться? Все нормальные компании развиваются на привлеченные кредитные ресурсы.

Ребята, я всего-навсего сделал вывод из этого закона, если мы хотим быть в полной безопасности. Конечно же, коллеги, этот закон ставит полный крест на обнальных конторах.

Если следователи, налоговики и прочие товарищи, занимающиеся борьбой с серыми схемами, по-настоящему разберутся в этом федеральном законе и в ряде других законов, то не будет никаких проблем, поставить крест на конвертной зарплате, обналичке и незаконных схемах. Изучайте.

Спасибо, друзья. Надеюсь, эта статья пошла вам на пользу.

(5 4,20 из 5)
Загрузка…

Источник: https://turov.blog/kontroliruyushhee-litso-dolzhnika-i-drugie-strashilki-v-266-fz-c/

Субсидиарная ответственность по долгам руководителей и учредителей юридического лица

Контролирующие лица должника это

Вопреки всеобщему мнению, ответственность руководителя юридического лица и учредителей не всегда ограничивается активами юридического лица.

В умах предпринимателей сложился стереотип, о том, что можно набрать много долгов, потом их не отдавать, избавившись от юридического лица несложными методами. А свой бизнес можно продолжить просто открыв новое юридическое лицо. У крупных предпринимателей количество юридических лиц исчисляется сотнями и тысячами.

Но время течет и все меняется.

 В 2009 году вступили законную силу изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которые позволяют, при определенных условиях, привлекать руководителя юридического лица и учредителей к субсидиарной ответственности, по долгам юридического лица.

Субсидиарная ответственность это разновидность гражданско-правовой ответственности. По своей сути это дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства.

 Иными словами, если имущества юридического лица недостаточно для покрытия долгов перед кредиторами, обязанность по их уплате возлагается в нашем случае, на руководителя и учредителей данного юридического лица

В каких случаях может быть применена субсидиарная ответственность?

 В соответствии с п. 4 ст. 10 ФЗ «О не состоятельности (банкротстве)» субсидиарная ответственность по долгам должника возможна в случаях:

— неподачи заявления о банкротстве, в случаях, когда такая обязанность возникла в силу закона;

— наступления банкротства в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц;

— утраты или искажения бухгалтерских документов.

Кто может быть привлечен к субсидиарной ответственности?

— руководитель должника;

— члены коллегиального исполнительного органа должника;

— собственник имущества должника – унитарного предприятия;

— члены совета директоров должника;

— председатель ликвидационной комиссии должника;

— управляющая компания должника;

— иные контролирующие должника лица.

Кто является лицом, контролирующим должника?

            Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее, либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом.

Какие главные элементы  контролирующего лица:

1)      Наличие права давать обязательные указанию должнику;

2)      Наличие возможности определять действия должника;

3)      Период наличия права – до двух лет до даты принятия судом заявления о банкротстве.

 Кто может инициировать процедуру привлечения к субсидиарной ответственности?

Данную процедуру могут инициировать арбитражный управляющий, либо лица, участвующие в деле о банкротстве. Однако само право на предъявление иска принадлежит исключительно арбитражному управляющему.

Кредиторы могут подать такой иск, только в случаях, когда такой иск не предъявлялся арбитражным управляющим, после окончания процедуры банкротства , в порядке ч. 3 ст. 56 Гражданского Кодекса РФ.

 Каков алгоритм привлечения к субсидиарной ответственности?

1)      Арбитражный управляющий выявляет обстоятельства, ответственность, за которые предусмотрена п.3. и п.4. ст. 10 Закона о несостоятельности.

     После признания должника банкротом, продажи имущества должника и закрытия реестра, арбитражный управляющий может подать иск в суд о привлечении виновных лиц к субсидиарной ответственности.

Эффективным также является подача арбитражным управляющим ходатайства суду о назначении экспертизы по выявлению признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, а также обстоятельств, указанных в п.3. и п.4. ст. 10 Закона о несостоятельности.

2)      Кредитор, считающий, что управляющий не выявляет обстоятельств, ответственность за которые предусмотрена п.3. и п.4. ст. 10 Закона о несостоятельности, также может обратиться с аналогичным ходатайством о проведении экспертизы к суду.

  В том случае, если экспертиза дает положительное заключение, то кредиторы вправе требовать от арбитражного управляющего подачи иска о привлечении к субсидиарной ответственности, либо сами обратиться с иском в порядке ч. 3 ст.

56 Гражданского Кодекса РФ.

Примеры из судебной практики

  1. Генеральный директор привлечен к субсидиарной ответственности за вывод имущества с организации должника.

Номер дела: А41-5664/08 ( решение обжаловано до ВАС РФ и оставлено в силе)

 Основания иска: генеральный директор реализовал недвижимое имущество должника, однако денежные средства не внес на предприятие, что впоследствии послужило причиной невозможности удовлетворения требований всех кредиторов.

 Решение суда: Возложить субсидиарную ответственность по обязательствам ООО «ПАК-ИНВЕСТ» (ООО «ИНВЕСТ-СТ») на бывшего Генерального директора ООО «ПАК-ИНВЕСТ» Россинского Бориса Алексеевича взыскав с него денежные средства в размере 1.586.432 руб. 11 коп.

 2. Уклонение от уплаты долгов с помощью фиктивных преобразований юридического лица.

Номер дела: А07-7955/2009

 Основания иска: Учредители преобразовали юридическое лицо во вновь созданное юридическое, передав ему все активы. В результате такой передачи должник не смог выполнить все обязательства кредиторам.

 Решение суда: Исковые требования конкурсного управляющего ООО   «Дуслык»

удовлетворить.  Возложить субсидиарную ответственность на учредителей ООО

«Дуслык»: Баянову Насиму Вадутовну, Баянову Гузель Назебовну, Баянова Ильдуса Назебовича в сумме 674595 рублей…..

 3. Несвоевременная подача заявления в Арбитражный суд о признании должника банкротом.

Номер дела: А50-20763/09

 Основания иска: Генеральный директор и единственный учредитель ( в одном лице) своевременно не обратился в суд с заявлением о признании должника банкротом.

Согласно п. 2 ст.

10 Закона неподача заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктом 3  статьи 9 Закона.

Условием обязанности обращения руководителя должника с заявлением должника в арбитражный суд, является (в частности) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов, которое приводит к невозможности исполнения должник ом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами.

Решение суда: Взыскать с  Гилева Игоря Валерьевича  (проживающего: г. Пермь, ул.  Революции3/5-91) в пользу ООО « Русагро» в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам О ОО «Русагро» 206 541 руб. 62 коп.

 4.Непредставление бухгалтерской и иной отчетности арбитражному управляющему

Номер дела: А21-12997/2009 (ссылка на дело http://kad.arbitr.ru/Card/5fa23bcc-5afa-4bc1-a9e8-a89317a34bb2)

 Основания иска: Как установлено судом, Федоров С.Г. являлся единственным учредителем общества, исполняя функции его единоличного исполнительного органа  —  генерального директора с момента учреждения общества до даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Как следует из представленных материалов, заявление о привлечении Федорова С.Г.

к субсидиарной ответственности по обязательствам должника мотивировано положениями пунктов 2, 4 и 5 статьи 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее  –  Закон о банкротстве) в редакции Федерального закона N 73-ФЗ (далее  —  Закон N 73-ФЗ), пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению, которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат

информацию об имуществе и обязательствах должника и их  движении, сбор, регистрация, и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена.

Решение суда: Взысканный размер субсидиарной ответственности в сумме 3.829.093 руб. 16 коп

 Важным, следует отметить, что реорганизация юридического лица, с целью уклонения от уплаты долгов, может привести к потери контроля за предприятием, и как следствие к привлечению к субсидиарной ответственности по формальным основаниям – отсутствие бухгалтерской отчетности.

Вывод.

Складывающаяся судебная практика показывает, что привлечение к субсидиарной ответственности руководителя и учредителей юридического лица, вполне реализуемая задача, при наличии желания и ресурсов.

 © А.А. Шарон 2013 г.

Источник: http://xn--80aaoauefvith0g.xn--p1ai/subsidiarnaya-otvetstvennost-po-dolgam-rukovoditeley-i-uchrediteley-yuridicheskogo-litsa/

Кто может быть контролирующим лицом по отношению к должнику

Контролирующие лица должника это

Согласно действующему законодательству (ФЗ № 127 «О несостоятельности») при банкротстве организации определенные лица должны будут нести субсидиарную ответственность за долги перед кредиторами, если будет доказан факт нарушения ими нормативно-правовых норм, приведших к образованию задолженности.

Под субсидиарной ответственностью понимается обязанность ответственных лиц рассчитаться по долгам предприятия за счет своих личных средств. С 2017 года в ФЗ № 127 ввели новое понятие – лицо, контролирующее должника.

Там же отражено, кто попадает под определение и будут ли указанные лица наказаны за долги предприятия банкрота.

Законодательная база

Впервые подобное понятие появилось в 2017 году, когда на основании Федерального закона № 266 в ФЗ № 127 была введена статья 61.10 «Контролирующее должника лицо». В частности ст. 61.

10 определила, что если для некого гражданина (компании) обанкротившееся предприятие находилось в статусе подконтрольного, данное лицо будет признано контролирующим должника.

Не имеет значения, каким именно образом оно связано с банкротом (связано ли вообще) и как оно влияло на принятие им решений.

Таким образом, к ответственности могут привлечь супругу одного из учредителей (директора) компании, работника, временно исполнявшего обязанности главного бухгалтера (любой другой высокой должности) и т. д. Но для этого необходимо представить прямые доказательства их вины. В отдельных случаях действует презумпция виновности (см. ниже).

У должника может иметься контролирующее его лицо

Кого могут привлечь к ответственности

Следует обратиться к той же статье 61.10 ФЗ. Согласно пункту 2 к ответственности можно привлечь:

  • Лиц, находящихся в родственных (муж, жена, дети, братья, сестры, племянники и т. д.) или свойских (друзья, знакомые) отношениях с должностным лицом компании банкрота (управленцы, имеющие право принимать ответственные решения: учредитель, гендиректор и т. д.).
  • Лиц, действующих от имени должника на основе выданной доверенности.
  • Лиц, занимающих служебное положение, дающее право влиять на принятие решений по деятельности предприятия.
  • Лиц, которые любым иным способом могут управлять принятием решений ответственными лицами компании банкрота.

Значит, контролирующим должника, становится любое лицо (физическое или юридическое) которое имеет какие-либо связи с компанией банкротом. Необязательно данные связи должны быть подтверждены документально.

Необходимо учитывать, что причастность тех или иных лиц к принятию решений компанией банкротом будет определяться за период, равный 3 годам до объявления несостоятельности. Также, обязанность по возмещению долга на основе субсидиарной ответственности возложат на данных лиц только в том случае, если будет выявлено, что именно их влияние привело к образованию задолженности перед кредитором.

Первоначальное право на подачу заявления о привлечении контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности принадлежит управляющему, который ведет дело о несостоятельности.

Он изучает степень влияния тех, или иных лиц на деятельность компании банкрота.

Если арбитражный управляющий отказывается от идеи судебного разбирательства, право на подачу иска переходит к конкурсным кредиторам должника.

К ответственности привлекаются люди, которые получали выгоду от действий должника

Как осуществляется контроль

Согласно той же статье 61.10 ФЗ № 127, указанные лица могут быть признаны виновными, если ими использовали любые доступные формы влияния: уговоры, угрозы и т. д.

В связи с этим возникает вопрос, касающийся того, насколько реально определить степень виновности лиц, которые теоретически могли контролировать деятельность компании банкрота? Согласно существующей практике, в отношении контролирующих лиц действует презумпция виновности, если данные лица:

  • Имели право принимать ответственные решения (руководители, учредители и т. д.).
  • Располагали более 50% акций предприятия.
  • Извлекали личную выгоду из неправомерных решений, принимаемых должником.

Презумпция виновности означает, что в любой из указанных ситуаций, контролирующее лицо будет признано виновным и привлечено к субсидиарной ответственности, если не сможет самостоятельно оправдаться перед судом. Во всех остальных случаях напротив, действует презумпция невиновности, и пока не будут приведены прямые доказательства вины отдельных лиц, они не могут быть привлечены к ответственности.

Привлечение к ответственности

Информация по привлечению контролирующего лица к выплате обязательств содержится в статье 61.11 ФЗ о банкротстве. Вся суть ст. 61.

11 сводится к тому, что при выявлении действий (бездействий) указанного лица, которые привели к образованию (увеличению) задолженности подконтрольной компании, данное лицо будет привлечено к субсидиарной ответственности. По умолчанию, размер ответственности определяется суммой обязательств, записанной в реестре кредиторов.

В любой момент виновное лицо может подать иск в суд и доказать, что оно причастно к формированию только определенной части задолженности, в таком случае долги будут выплачиваться в солидарном размере.

Если докажут, что действие (бездействие) привело к образованию (увеличению) задолженности, но контролирующее должника лицо действовала в рамках существующего законодательства, к нему не может быть применено никакой ответственности.

Дополнительно о контролирующем лице должника будет рассказано в видео:

Источник: https://MoyDolg.com/debt/obshhie-voprosy-3/lico-kontrolirujushhee-dolzhnika.html

Ответственность контролирующих должника лиц при банкротстве

Контролирующие лица должника это

С 1 сентября 2014 г. ст. 53.1 ГК РФ установлена ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица.

Контролирующее должника лицо – физическое или юридическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий (п. 1 ст. 61.10  Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” ).

Указанное положение законодательства не исключает возможность привлечения контролирующего лица к иной ответственности за действия, совершенные за пределами указанного трехлетнего периода, например, к ответственности, предусмотренной законодательством о юридических лицах (ст. 53.1 ГК РФ, ст. 71 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 44 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д.).

К контролирующим должника лицам относятся:

  1. по общему правилу  – лицо, обладающее фактической возможностью давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом определять его действия (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ, п. 1 ст. 61.10 ФЗ о банкротстве).
  2. предполагается, пока не доказано иное:
    • если в качестве руководителя (единоличного исполнительного органа) должника выступает управляющая компания (п. 3 ст. 65.

      3 ГК РФ) – как эта управляющая компания, так и ее руководитель;

    • участник корпорации, учредитель унитарной организации, если он и аффилированные с ним лица вправе распоряжаться 50 и более процентами голосующих акций (долей, паев) должника, либо имеют в совокупности 50 и более процентов при принятии решений общим собранием, либо если их достаточно для назначения (избрания) руководителя должника;
    • руководитель, формально входящий в состав органов юридического лица, но не осуществлявший фактическое управление (номинальный руководитель, например, полностью передоверивший управление другому лицу на основании доверенности либо принимавший ключевые решения по указанию или при наличии явно выраженного согласия третьего лица, не имевшего соответствующих формальных полномочий – фактического руководителя);
    • лицо, которое извлекло выгоду из незаконного, в том числе недобросовестного, поведения руководителя должника (т.е. лицо, извлекшее существенную (относительно масштабов деятельности должника) выгоду в виде увеличения (сбережения) активов, которая не могла бы образоваться, если бы действия руководителя должника соответствовали закону, в том числе принципу добросовестности);
    •  выгодоприобретатель, извлекший существенные преимущества из такой системы организации предпринимательской деятельности, которая направлена на перераспределение (в том числе посредством недостоверного документооборота), совокупного дохода, получаемого от осуществления данной деятельности лицами, объединенными общим интересом (например, единым производственным и (или) сбытовым циклом), в пользу ряда этих лиц с одновременным аккумулированием на стороне должника основной долговой нагрузки.

Постановление Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 года № 53 “О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве” разъясняет, что при банкротстве юридического лица привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности является исключительным механизмом восстановления нарушенных прав кредиторов.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

При этом осуществление фактического контроля над должником возможно вне зависимости от наличия (отсутствия) формально-юридических признаков аффилированности (через родство или свойство с лицами, входящими в состав органов должника, прямое или опосредованное участие в капитале либо в управлении и т.п.).

Суд устанавливает степень вовлеченности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, в процесс управления должником, проверяя, насколько значительным было его влияние на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника.

Если сделки, изменившие экономическую и (или) юридическую судьбу должника, заключены под влиянием лица, определившего существенные условия этих сделок, такое лицо подлежит признанию контролирующим должника.

Таким образом, само по себе участие в органах должника не свидетельствует о наличии статуса контролирующего его лица. Исключение из этого правила закреплено в подп. 1,2 п. 4 статьи 61.10 ФЗ о банкротстве, установивших круг лиц, в отношении которых действует опровержимая презумпция того, что именно они определяли действия должника.  

Лицо не может быть признано контролирующим должника только на том основании, что 

  • оно состояло в отношениях родства или свойства с членами органов должника, либо
  • ему были переданы полномочия на совершение от имени должника отдельных ординарных сделок, в том числе в рамках обычной хозяйственной деятельности, либо
  • оно замещало должности главного бухгалтера, финансового директора должника (п. 2 ст. 61.10 ФЗ о банкротстве).

Указанные лица могут быть признаны контролирующими должника на общих основаниях, в том числе с использованием предусмотренных законодательством о банкротстве презумпций, при этом учитываются преимущества, вытекающие из их положения.

Для целей применения специальных положений законодательства о субсидиарной ответственности, по общему правилу, учитывается контроль, имевший место в период, предшествующий фактическому возникновению признаков банкротства, независимо от того, скрывалось действительное финансовое состояние должника или нет, то есть принимается во внимание трехлетний период, предшествующий моменту, в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов (объективное банкротство). 

Если несколько контролирующих должника лиц действовали совместно, они несут субсидиарную ответственность за доведение до банкротства солидарно.

В целях квалификации действий контролирующих должника лиц как совместных могут быть учтены согласованность, скоординированность и направленность этих действий на реализацию общего для всех намерения, то есть может быть принято во внимание соучастие в любой форме, в том числе соисполнительство, пособничество и т.д. Пока не доказано иное, предполагается, что являются совместными действия нескольких контролирующих лиц, аффилированных между собой.

Если несколько контролирующих должника лиц действовали независимо друг от друга и действий каждого из них было достаточно для наступления объективного банкротства должника, названные лица также несут субсидиарную ответственность солидарно.

Если несколько контролирующих должника лиц действовали независимо и действий каждого из них, существенно повлиявших на положение должника, было недостаточно для наступления объективного банкротства, но в совокупности их действия привели к такому банкротству, данные лица подлежат привлечению к субсидиарной ответственности в долях. При невозможности определения размера причиненного вреда исходя из конкретных операций, совершенных под влиянием того или иного лица, размер доли, приходящейся на каждое контролирующее лицо, может быть определен пропорционально периодам осуществления ими фактического контроля над должником.

Несмотря на то, что по общему правилу номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность солидарно, размер субсидиарной ответственности номинального руководителя может быть уменьшен, если благодаря раскрытой им информации, недоступной независимым участникам оборота, были установлены

  1. фактический руководитель и (или)
  2. имущество должника либо фактического руководителя, скрывавшееся ими, за счет которого могут быть удовлетворены требования кредиторов.

Рассматривая вопрос об уменьшении размера субсидиарной ответственности номинального руководителя, суд учитывает, насколько его действия по раскрытию информации способствовали восстановлению нарушенных прав кредиторов и компенсации их имущественных потерь.

Ответственность контролирующего лица за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве

Лицо, не являющееся руководителем должника, ликвидатором, членом ликвидационной комиссии, может быть привлечено к субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве при наличии совокупности следующих условий:

  1. это лицо являлось контролирующим;
  2. оно не могло не знать о нахождении должника в таком состоянии, при котором на стороне его руководителя, ликвидационной комиссии возникла обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве, и о невыполнении ими данной обязанности;
  3. данное лицо обладало полномочиями по созыву собрания коллегиального органа должника, к компетенции которого отнесено принятие корпоративного решения о ликвидации, или обладало полномочиями по самостоятельному принятию соответствующего решения;
  4. оно не совершило надлежащим образом действия, направленные на созыв собрания коллегиального органа управления для решения вопроса об обращении в суд с заявлением о банкротстве или на принятие такого решения.

Если обязанность по подаче в суд заявления должника о собственном банкротстве не была исполнена несколькими последовательно сменившими друг друга руководителями,

  • первый из них несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, возникшим в период со дня истечения месячного срока, предусмотренного п. 2 ст.

    9 ФЗ о банкротстве, и до дня возбуждения дела о банкротстве,

  • последующие – со дня истечения увеличенного на один месяц разумного срока, необходимого для выявления ими как новыми руководителями обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение обязанности по подаче заявления о банкротстве, и до дня возбуждения дела о банкротстве.

При этом по обязательствам должника, возникшим в периоды ответственности, приходящиеся на нескольких руководителей одновременно, они отвечают солидарно.

Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов

Под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов следует понимать такие действия (бездействие), которые явились необходимой причиной банкротства должника, то есть те, без которых объективное банкротство не наступило бы.

Суд оценивает существенность влияния действий (бездействия) контролирующего лица на положение должника, проверяя наличие причинно-следственной связи между названными действиями (бездействием) и фактически наступившим объективным банкротством.

Неправомерные действия (бездействие) контролирующего лица могут выражаться, в частности, в принятии ключевых деловых решений с нарушением принципов добросовестности и разумности, в том числе

  • согласование, заключение или одобрение сделок на заведомо невыгодных условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т.п.

    ),

  • дача указаний по поводу совершения явно убыточных операций,
  • назначение на руководящие должности лиц, результат деятельности которых будет очевидно не соответствовать интересам возглавляемой организации,
  • создание и поддержание такой системы управления должником, которая нацелена на систематическое извлечение выгоды третьим лицом во вред должнику и его кредиторам, и т.д.

Поскольку деятельность юридического лица опосредуется множеством сделок и иных операций, по общему правилу, не может быть признана единственной предпосылкой банкротства последняя инициированная контролирующим лицом сделка (операция), которая привела к критическому изменению возникшего ранее неблагополучного финансового положения – появлению признаков объективного банкротства. Суд должен исследовать совокупность сделок и других операций, совершенных под влиянием контролирующего лица (нескольких контролирующих лиц), способствовавших возникновению кризисной ситуации, ее развитию и переходу в стадию объективного банкротства.

Контролирующее лицо также подлежит привлечению к субсидиарной ответственности и в том случае, когда после наступления объективного банкротства оно совершило действия (бездействие), существенно ухудшившие финансовое положение должника.

Указанное означает, что, по общему правилу, контролирующее лицо, создавшее условия для дальнейшего значительного роста диспропорции между стоимостью активов должника и размером его обязательств, подлежит привлечению к субсидиарной ответственности в полном объеме, поскольку презюмируется, что из-за его действий (бездействия) окончательно утрачена возможность осуществления в отношении должника реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности, и, как следствие, утрачена возможность реального погашения всех долговых обязательств в будущем.

Контролирующее должника лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности:

  • в случае, когда его действия (бездействие), повлекшие негативные последствия на стороне должника, не выходили за пределы обычного делового риска и не были направлены на нарушение прав и законных интересов гражданско-правового сообщества, объединяющего всех кредиторов.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/otvetstvennost-kontroliruiuschich-dolzhnika-lits-pri-bankrotstve

Юрист.Рф
Добавить комментарий