Причины разорения трансаэро

Банкротство

Причины разорения трансаэро

Самая крупная частная авиакомпания России “Трансаэро” стала первой жертвой банкротства за долгие годы в отрасли пассажироперевозок РФ. Кризисные времена в авиакомпании начались еще в прошлом году.

В сентябре 2014 года руководство “Трансаэро” обратилось за помощью к правительству, однако, так и не дождавшись финансовой помощи и не склонив кредиторов к реструктуризации долга, компания стала объектом споров и скандалов.

Банкротство “Трансаэро” может оказать значительное влияние на российский рынок авиаперевозок, отмечают эксперты. В первую очередь, выход крупного игрока повлечет за собой положительный эффект для конкурентов, что на рядовых гражданах скажется далеко не лучшим образом.

Чего ждать россиянам от переориентации рынка авиаперевозок России – разбиралась редакция 24СМИ.

Крах “Трансаэро”

Одним из первых объяснить причину банкротства “Трансаэро” вызвался премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. По словам премьера, частная авиакомпания обонкротилась из-за неразумной финансовой политики. После кризисных 2008-2009 годов компания начала закупать большое количество самолетов, которые оказались лишними.

“Машин у них с избытком, они закупили лишь лишние, когда был пик, на этом, собственно, и просчитались. Надо было поменьше”, – говорил Медведев.

Аэрокомпания обратилась за помощью к правительству в предоставлении госгарантий. Однако, Минэкономики и Минтранс не приняли план выхода из кризиса “Трансаэро”, и компания осталась без финансовой помощи. Выйти из кризиса частники надеялись с расчетом на улучшение ситуации на рынке, чего так и не произошло.

Переориентация рынка

Спрогнозировать расклад на рынке авиаперевозок России после ухода гиганта решили аналитики Газпромбанка (ГПБ). Эксперты прогнозируют, что с уходом “Трансаэро” освободившуюся нишу поделят между собой другие крупные российские игроки отрасли.

Значительное прибавление ощутит государственный перевозчик “Аэрофлот”. Доля госкомпании сейчас составляет 37% пассажиропотока, с уходом конкурента, она увеличится до 50%. Вторым крупнейшим перевозчиком страны станет российская компания S7, которая увеличит свой пассажиропоток до 12%, а замкнет тройку “выигравших” “Ютэйр” с 10% рынка.

В общем, аналитики прогнозируют стабилизацию на российском авиарынке, что благоприятно скажется на отрасли в целом.

“Пассажирооборот на российском рынке авиаперевозок упал на 5% за 7 месяцев текущего года, что привело к существенному избытку провозных емкостей. После того, как “Трансаэро” прекратит свою деятельность, избыток мощностей исчезнет, в результате чего рынок станет более стабильным”, – цитирует сообщение ГПБ “Интерфакс”.

Аналитики банка подсчитали рост выручки “Аэрофлота” на 17% – до $7,7 млрд. Также ожидается рост EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов и налогов, а также начисленной амортизации) на 36% – до $873 млн (рентабельность по EBITDA – 11,3%).

Последствия для россиян

С уходом гиганта “Трансаэро” следует ожидать рост тарифов на услуги, уверены эксперты ГПБ:

“Мы также ожидаем, что тарифы на авиаперевозки будут расти, что плохо для пассажиров, но хорошо для авиакомпаний, рентабельность которых может вырасти”.

О том, что ждать дешевых билетов россиянам больше не стоит, заявил и гендиректор “Аэрофлота” Виталий Савельев в интервью газете “Комерсантъ”.

Глава возможного монополиста подчеркнул, что сейчас нет предпосылок для падения стоимости билетов, единственная компания, позволяющая себе экономить на всем и при этом продающая билеты по стоимости, ниже рыночной, это “Победа”.

Если игроки авиабизнеса начнут занижать стоимость авиаперевозок, то они будут работать себе в убыток и пойдут по стопам “Трансаэро”, поясняет Савельев.

Алексей Комаров из “Авиатранспортного обозрения” в интервью изданию “Эксперт” заявил, что в случае неравномерного распределения рейсов, принадлежавших “Трансаэро”, монополию на рынке может получить “Аэрофлот”, который увеличит стоимость билетов на международные рейсы, что в свою очередь ударит по туристическому бизнесу, который итак находится в кризисе.

“Если другим авиакомпаниям Росавиация по каким-то причинам не даст доступа к международным рейсам “Трансаэро”, а там есть очень лакомые традиционные маршруты в Израиль, Германию, Италию и другие, то цены, безусловно, будут завышены под разными красивыми предлогами”, – говорит директор по продажам НТК “Интурист” Сергей Толчин.

Аналитики резюмируют: с уходом “Трансаэро” отрасль авиаперевозок ждут кардинальные перемены. Освобождение от лишних самолетов, постепенное сокращение издержек за счет оптимизации маршрутов и повышение цен – все это должно благоприятно сказаться на отрасли в целом.

Источник: https://24smi.org/news/31276-bankrotstvo-transaero-novyj-rasklad-n-spect_ob.html

Что происходит с

Причины разорения трансаэро

Что происходит с «Трансаэро»? Этот вопрос до сих пор не теряет своей актуальности у россиян, которые предпочитают перемещаться при помощи воздушного вида транспорта. И он действительно насущный, поскольку услугами вышеуказанной авиакомпании пользовалось огромное количество людей. География ее полетов обширна: Индия, Египет, Турция, Тунис и прочее, прочее, прочее.

Что происходит с «Трансаэро» – фирмой, которая являлась крупнейшим игроком на отечественном рынке перевозок? В ведении компании находилось более 100 воздушных судов, а прибыль 2014 года составляла баснословную сумму – 114 миллиардов рублей.

Почему вдруг «процветающий» авиаперевозчик превратился в банкрота? Что происходит с «Трансаэро» сегодня? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Владельцы компании

Авиаперевозчик «Трансаэро» был создан в конце декабря 1990 года. Его владельцами стали сын министра радиопромышленности Советского Союза Александр Плешаков и глава Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина.

До последних дней существования авиакомпании ее исполнительным директором являлся Александр Плешаков, а Советом директоров коммерческой структуры руководила его супруга – Ольга Плешакова.

Ситуацию по поводу того, что происходит с «Трансаэро», можно обрисовать до банальности просто. Компанию постигло банкротство. Но финансовое фиаско никогда не возникает на пустом месте.

Его причина – недальновидный и нерациональный стиль руководства.

Владельцы авиаперевозчика настолько разбалансировали уровни доходов и расходов, что эксперты до сих пор пытаются выяснить, что на самом деле произошло с «Трансаэро».

Начало кризиса

А между тем финансовые проблемы у перевозчика появились давно. Еще в период с 2007 по 2009 годы размер задолженности увеличился с 10 до 32 миллиардов рублей.

Правда, к 2014 году ситуацию удалось несколько выровнять. Свою лепту в дестабилизацию финансового положения внесло желание руководства выйти на фондовый рынок.

Однако реализовать на практике эту идею оказалось достаточно проблематично, и эксперты сразу же заподозрили, что финансовая отчетность перевозчика носит «непрозрачный» характер. К тому же была необоснованно завышена стоимость самой компании.

Но это далеко не все подводные камни того, что на самом деле произошло с «Трансаэро». Недоумение вызывал напускной оптимизм владельцев: дескать, дела идут отлично.

Ольга Плешакова лично заявила, что «Трансаэро» не нуждается в дополнительных активах, следовательно, размещать ценные бумаги нет необходимости. Так или иначе, но аудиторские компании, которые занимались проверкой финансовой документации авиаперевозчика, подписывали отчеты с огромными оговорками.

К концу 2014 года аналитики уже окончательно спрогнозировали масштабы того, что происходит с компанией «Трансаэро». Ее финансовое положение стало просто ужасающим.

Общий размер задолженности перед кредиторами достиг астрономических цифр – 250 миллиардов рублей, причем финансовые притязания со стороны топливозаправочных структур и аэроперевозчиков составили 20 миллиардов.

Порядка 150 миллиардов рублей – это долг по лизинговым обязательствам, причем более 30 воздушных судов находится в собственности кредитных учреждений: “ВТБ”, “Внешэкономбанк”, Сбербанк. Да и перед банковскими структурами у «Трансаэро» имелись долговые обязательства – их доля составила около 80 миллиардов.

В числе кредиторов оказался целый ряд финансовых организаций: “Московский кредитный банк”, “Россельхозбанк”, “ВТБ”, Сбербанк, “Альфа-банк”, банк “ФК Открытие”, “Промсвязьбанк”, “МТС-банк”. Казалось бы, в ситуацию следует вникнуть государству, ведь оно видит, что происходит с компанией «Трансаэро», и наверняка в состоянии помочь в решении финансового кризиса.

Однако чиновники не торопились вмешиваться в дела крупнейшего участника рынка авиаперевозок. Почему?

Человеческий фактор

Как уже подчеркивалось, финансовый крах «Трансаэро» – это дело рук руководства компании, которое на протяжении долгих лет старалось всеми способами повысить престиж и значимость своего детища, преподнося его как «лучшего из лучших».

Однако в действительности он не был таковым, и пускать пыль в глаза нередко приходилось с использованием пиар-технологий. Несмотря на то что «Трансаэро» имело колоссальную задолженность перед кредиторами, владельцы компании продолжали акцию под названием «Дисконтная продажа билетов».

При этом партнеры авиаперевозчика всячески противились тому, чтобы выполнять обязательства в долг.

Пилоты и бортпроводники прекрасно понимали, что происходит с авиакомпанией «Трансаэро», а вот ее руководство пыталось построить модель, которая бы явилась еще одним аргументом в пользу того, что уход ее детища с рынка приведет к краху целой отрасли.

Пути выхода из кризиса

В конце 2014 года вышеуказанный авиаперевозчик получает от банка “ВТБ” кредит в размере 9 миллиардов рублей под государственные гарантии. Однако чиновники достаточно долго разбирались в том, что реально произошло с «Трансаэро», и предпочли больше не вмешиваться.

Помощник главы российского Кабмина Аркадий Дворкович заявил, что правительству очень сложно понять, какие финансовые перипетии происходят внутри авиакомпании, и, в силу отсутствия прозрачности в этом вопросе, оказывать материальную поддержку «Трансаэро» – некорректная мера. Министр экономического развития Алексей Улюкаев поддержал своего коллегу, подчеркнув, что финансово поддерживать неэффективный менеджмент не имеет никакого смысла.

«Аэрофлот»

Вскоре в решении проблемы наметились реальные сдвиги. Обанкротившейся компанией заинтересовался «Аэрофлот».

Этот авиагигант, на практике наблюдая за тем, что происходит с рейсами «Трансаэро», был готов приобрести контрольный пакет акций разорившегося перевозчика. «Аэрофлот» предложил символическую сумму за ценные бумаги – 1 рубль, но сделка не состоялась.

Почему? Во-первых, государство больше не вмешивалось в ситуацию, а во-вторых, владельцы акций не смогли «собрать» в общий массив необходимые 75 % плюс 1 ценная бумага.

Ну а в-третьих, кредиторов не устроил план реструктуризации, которую предлагал Сбербанк. Правительству не осталось ничего другого, как принять решение о финансовой несостоятельности «Трансаэро». Однако сам банкрот должен был выполнить свои обязательства перед клиентами, но за счет усилий других авиаперевозчиков.

В каких условиях оказались пассажиры

Конечно же, весть о банкротстве крупнейшей авиакомпании страны не стали держать в секрете. До сих пор многие пытаются разобраться в том, что происходит с пассажирами «Трансаэро».

Чиновники российского Минтранса поспешили успокоить туристов, что обязательства, которые взяла на себя компания-банкрот, будут выполнены другими перевозчиками, в числе которых: «Аэрофлот», S-7, «Ютэйр», «Уральские авиалинии», «Оренбургские авиалинии».

Однако следует иметь в виду оговорку: если билет был приобретен на рейс с датой до 15 декабря прошлого года, то он состоится. Если же он куплен позже вышеуказанного срока, то пассажиру вернут его стоимость.

Причем на интернет-портале компании «Трансаэро» можно ознакомиться с подробной инструкцией о том, как вернуть билет и получить свои деньги. Если вы приобретали его через Интернет, то все операции по возврату следует делать также посредством Сети. Если билет был куплен в офисах «Трансаэро», то обращаться нужно именно туда.

Тем, кто приобретал его у туроператора, необходимо нанести визит ему. Если же вы брали билеты в кассах «Трансаэро», то сдавать их придется только туда. Сотрудники авиакомпании сообщили, что деньги за билет будут возвращены в период с 14 до 30 дней с момента обращения.

Что делать сотрудникам?

В непростой ситуации оказались те, кто работал в обанкротившейся авиакомпании. Вопрос о том, что происходит с сотрудниками «Трансаэро», также интересует огромное количество людей.

Сегодня пилоты, стюардессы обанкротившегося авиаперевозчика не могут устроиться на работу, надеясь на то, что им рано или поздно выплатят заработную плату.

Некоторым летчикам все же удается устроиться в зарубежные авиакомпании, в то время как бортпроводники до настоящего времени испытывают материальные затруднения. Частично решить данную проблему поможет «Аэрофлот» и новая объединенная авиакомпания «Россия».

Заключение

Эксперты заявляют, что даже такая мощная структура, как «Аэрофлот», не в состоянии справиться с долговым бременем, которое нарастила «Трансаэро».

Однако каких-либо серьезных последствий социального характера не последует.

До середины декабря прошлого года должны были быть выполнены практически все обязательства по грузоперевозкам в рамках приобретенных билетов; часть пассажиров получила деньги за них.

Воздушные суда, числящиеся на балансе «Трансаэро», станут собственностью «Аэрофлота». Часть имущества будет реализована с аукционов. Кредиторы, безусловно, потерпят огромные убытки. Эксперты заявляют, что сегодня каждая авиакомпания, обладающая собственным парком самолетов и желанием, может курсировать по направлениям, которые ранее обслуживала “Трансаэро”.

Источник: https://FB.ru/article/223682/chto-proishodit-s-transaero-chto-na-samom-dele-proizoshlo-s-kompaniey-transaero

Почему

Причины разорения трансаэро

Удивительно, но “Трансаэро” официально обанкротилась только на прошлой неделе.

Накопив сотни миллиардов долгов, заставив всю отрасль заниматься ликвидацией последствий своей очень странной коммерческой деятельности, компания юридически до сих пор существует.

В связи с этим возникает два вопроса: почему “ВИМ-Авиа” сажают в прямом и переносном смысле с плевыми, если смотреть по отрасли, долгами и что теперь будет с рынком авиаперевозок?

ТАСС/Михаил Почуев

Генеральный директор “ВИМ-Авиа” Александр Кочнев и главный бухгалтер компании Екатерина Пантелеева задержаны после допроса в Следственном комитете России по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере.

В скором времени им предъявят официальное обвинение, после чего суд примет решение об избрании меры пресечения для топ-менеджеров авиакомпании.

Об этом сообщила СМИ официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.

По неофициальной информации, Александр Кочнев в ходе допроса заявил, что финансовые проблемы авиакомпании возникли из-за туроператоров, которые не расплатились по долгам. В результате авиакомпания тоже не смогла расплатиться по своим обязательствам перед кредиторами, аэропортами и поставщиками топлива.

Как сообщил, выступая в Госдуме, глава Росавиации Александр Нерадько, общая кредиторская задолженность “ВИМ-Авиа” составила около 7 млрд рублей.

По его словам, неделю назад авиакомпания обратилась в Росавиацию за поддержкой в получении операционных кредитов в размере 500 млн рублей.

“Мы сразу созвали авиакомпанию и кредиторов, и на этом совещании в Росавиации собственник Рашид Мурсекаев заявил, что он готов за рубль продать свой бизнес и расстаться с ним”, – сказал Нерадько.

Глава Росавиации также сообщил, что самолеты “ВИМ-Авиа” за долги арестованы в аэропортах Анталья и Даламан Турецкой Республики, а также в бельгийском аэропорту Льеж.

Самолеты “ВИМ-Авиа” за долги арестованы в аэропортах Анталья и Даламан Турецкой Республики, а также в бельгийском аэропорту Льеж.

Скандал вокруг “ВИМ-Авиа” начал разворачиваться в середине сентября, когда аэропорт Домодедово отказался обслуживать самолеты компании из-за задолженности в 500 млн рублей.

21 сентября “ВИМ-Авиа” обратилась в правительство с просьбой о поддержке в получении кредита для погашения этой задолженности.
23 сентября Следственный комитет РФ заявил, что на некоторые из отмененных рейсов компания продавала авиабилеты, зная о невозможности перелета.

По этому факту была начата доследственная проверка.

25 сентября “ВИМ-Авиа” объявила о решении полностью прекратить перевозки пассажиров из-за финансовых проблем. В результате 38 тыс. пассажиров, купивших билеты на рейсы авиакомпании, застряли в аэропортах. Следственный комитет возбудил в отношении руководителей авиакомпании уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (“Мошенничество”).

В среду, 27 сентября, президент РФ Владимир Путин объявил о неполном служебном соответствии министру транспорта Максиму Соколову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, курирующему транспортную сферу, из-за краха “ВИМ-Авиа”.

В тот же день Минтранспорта на заседании специально созданного оперативного штаба договорилось с аэропортами и российскими топливозаправочными компаниями о бесперебойном обслуживании всех рейсов “ВИМ-Авиа”.

Кроме того, представители Минтранса, Росавиации, авиакомпаний “Сибирь” и “ВИМ-Авиа” разработали план вывоза чартерных пассажиров из-за рубежа.

Мама может

Шум вокруг “ВИМ-Авиа” резко контрастирует с другой историей: 13 сентября арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал банкротом авиакомпанию “Трансаэро” и запустил конкурсное производство на полгода. Напомним, что процедура банкротства “Трансаэро” началась два года назад, после того как она не смогла обслуживать долги на общую сумму 260 млрд рублей – в 37 раз больше, чем у “ВИМ-Авиа”.

“Трансаэро” была основана в 1990 году Александром Плешаковым, сыном министра радиопромышленности СССР генерал-полковника Петра Плешакова и Татьяны Анодиной, являющейся председателем межгосударственного авиационного комитета. Анодина вошла в число акционеров авиакомпании.

Перед глобальным кризисом 2008 года “Трансаэро” разработала программу по обновлению и развитию парка широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, в рамках которой начала заключать договоры лизинга Boeing 747–400 и 777–200.

В 2011 году компания взяла в операционный лизинг два самолета Boeing 737-800, а также заключила контракт на поставку восьми лайнеров Airbus A320neo c 2017 года.

В итоге больших расходов на приобретение новых самолетов – за 2012 год компания сгенерировала убыток в 227,9 млн рублей – ее чистый долг составил 74,5 млрд рублей при собственном капитале в 99,4 млрд.

ТАСС/Марина Лысцева

И тем не менее в апреле 2013 года “Трансаэро” заключила контракт на поставку еще 12 Boeing 737–800, и по итогам года ее чистый долг достиг 90,5 млрд рублей. За 2014 год чистый убыток компании составил 14,46 млрд рублей, а задолженность выросла до 160 млрд рублей. А после осенней девальвации рубля, когда спрос россиян на зарубежные перелеты упал в разы, катастрофа стала неминуемой.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, “Трансаэро”, как и “ВИМ-Авиа”, обратилась за поддержкой в Росавиацию.

В отличие от случая с “ВИМ” помощь была оказана: по просьбе правительства ВТБ выдал авиакомпании кредит в 9 млрд рублей (“ВИМ-Авиа” просила в 18 раз меньше).

Тем не менее за первое полугодие 2015 года чистый убыток “Трансаэро” общий размер задолженности вырос до 260 млрд при выручке в 50,42 млрд рублей.

Летом 2015 года “Трансаэро” вновь обратилась за помощью к правительству, но получила отказ. По неофициальной информации гендиректор компании Ольга Плешакова совершила стратегическую ошибку, попытавшись шантажировать Минтранс заявлениями, что в случае прекращения полетов пострадают сотни тысяч россиян (“Трансаэро” продавало билеты на полгода вперед).

Чиновников такой стиль ведение переговоров не на шутку возмутил, и в октябре того же года Сбербанк выступил с требованием признать компанию банкротом, а Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта. К этому момент в парке “Трансаэро” числилось 104 самолета и еще 83 было заказано.

По просьбе правительства ВТБ выдал “Трансаэро” кредит в 9 млрд рублей.

Примечательно, что никогда и речи не заходило о привлечении руководства “Трансаэро” к какой-либо ответственности. Хотя после прекращения полетов, ее пассажиров пришлось перевозить другим авиакомпаниям. Только “Аэрофлоту” такая “братская помощь” обошлась в 13 млрд рублей.

13 сентября в арбитражном суде Санкт-Петербурга было отмечено, что в деле “Трансаэро” имеются признаки преднамеренного банкротства. “Показатели были низкими с 2012 года, было ухудшение финансового состояния должника, искажение бухгалтерской отчетности, переоценка активов.

С 2012 года финансирование должника велось за счет кредитно-денежных средств, и уже тогда необходимо было обращаться с заявлением о банкротстве”, – заявил представитель конкурсного управляющего.

Однако можно быть уверенными, что это не повлечет никаких последствий для бывших владельцев авиакомпании.

Отметим, что причины краха “Трансаэро” и “ВИМ-Авиа” схожи – обе компании слишком увлеклись закупкой новых самолетов и погрязли в долгах.

Разница лишь в том, что “Трансаэро” закупала новые самолеты в погоне за амбициозной мечтой стать крупнейшей авиакомпанией России.

“ВИМ-Авиа” же фактически была вынуждена начать в 2016 году расширение парка самолетов, чтобы избежать постоянных претензий по поводу задержки рейсов как от пассажиров, так и со стороны Росавиации.

Компания “ВИМ-Авиа”, как и “Трансаэро”, слишком увлеклись закупкой новых самолетов и погрязла в долгах.

Больше поражает разница в том, сколько долгов были готовы простить контрагенты “Трансаэро” – 260 млрд! – и как быстро у них закончилось терпение, когда речь зашла о “ВИМ-Авиа” (которого Домодедово отказалось заправлять из-за долга в 500 млн рублей).

Вряд ли ключевым фактором здесь является размер компании: пятикратная разница в количестве самолетов (104 у “Трансаэро” на момент ликвидации против 24 у “ВИМ-Авиа”) не согласуется с 38-кратной разницей в размере задолженности.

Логичнее предположить, что у “ВИМ-Авиа” просто не оказалось такого лоббистского потенциала, как у четы Плешаковых с мамой и акционером в лице председательницы МАК.

Заход на посадку

Отраслевые аналитики, сравнивая судьбу “Трансаэро” и “ВИМ-Авиа”, соглашаются, что главной причиной краха обеих компаний стала некомпетентность владельцев и руководства. Но вместе с тем отмечают, что главная проблема заключается в самой экономике авиаперевозок.

По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), авиакомпании РФ в 2016 году показали общий убыток на уровне 10 млрд рублей – на 1,5 млрд больше, чем годом ранее. Основной убыток – 33 млрд рублей – был как и раньше получен на внутренних линиях (в 2015 году – 44,9 млрд рублей).

Операционная прибыль на зарубежных рейсах не смогла перекрыть потери на внутренних, она составила всего 23 млрд рублей, снизившись на 37% по сравнению предыдущим годом.

При этом перевозки на внутренних линиях в 2016 году выросли на 7,3%, а на международных – упали на 18,6%, то есть дисбаланс между прибыльной и убыточной деятельностью для авиакомпаний усилился.

Авиакомпании РФ в 2016 году показали общий убыток на уровне 10 млрд рублей – на 1,5 млрд больше, чем годом ранее.

При этом на рынке сформировался переизбыток провозных емкостей – слишком много самолетов было закуплено в последние годы.

Избыток предложения не позволит авиаперевозчикам поднимать цены на билеты, при этом их расходы по всем статьям, начиная от топлива и заканчивая аэропортовыми сборами, стабильно растут. Это значит, что банкротства авиакомпаний продолжатся.

Стабилизировать отрасль могло бы обнуление НДС на внутренние авиапассажирские перевозки, о чем авиакомпании просят уж не один год. Однако правительство пока не видит необходимости в “столь радикальных” мерах. Чиновники пока согласились лишь на компромисс, снизив в 2015 году НДС с 18 до 10%. Возможно, случай с “ВИМ-Авиа” заставит правительство передумать.

Рубченко Максим

Источник: https://www.m24.ru/articles/ehkonomika/28092017/151015

Ситуация с «Трансаэро»: авиакомпания — банкрот, туристы — в шоке

Причины разорения трансаэро

Читая сводки новостей об авикомпании «Трансаэро», я, как и многие другие туристы, невольно задаюсь вопросом: почему крупнейшая российская авиакомпания оказалась банкротом? Ведь по международным рейтингам эта  компания  единственная из России входила в двадцатку самых безопасных перевозчиков мира — ни одной катастрофы, то есть ни одного погибшего пассажира за 20 с лишним лет полетов!  По объему перевозок она — вторая в России после группы «Аэрофлот», как на внутренних, так и на международных линиях. А на многих направлениях авиакомпания «Трансаэро» была основным поставщиком авиауслуг для туроператоров, предлагая при этом более-менее  демократичные цены.

Причины банкротства «Трансаэро»

Многие эксперты полагают, что авиакомпания «Трансаэро» слишком быстро росла. И не просто росла, пытаясь угнаться за растущим спросом, а росла с опережением.

Для этого надо было привлекать много кредитных ресурсов, приобретать много техники, то есть развиваться достаточно быстро. И таким вот компаниям, которые до экономического кризиса набрали много долгов, сейчас сложнее всего.

Долги есть, а спроса и рынка, на которые они рассчитывали — нет.

Говорят, в бизнесе всегда надо действовать быстро и решительно. Если повышается спрос, то нужно увеличивать и предложение. ДО кризиса пассажиропоток рос в среднем на 15% в год.

И чтобы его обслужить, надо активами обзавестись заранее: обучить персонал, подготовить технических специалистов, авиапарк приобрести, обкатать новые маршруты. То есть идут инвестиции в будущее время.

Но произошли события, на которые в «Трансаэро» никак не могли повлиять — общий экономический кризис. Все в курсе, что спрос на авиаперевозки падает.

Так на некоторых направлениях , и в первую очередь  — дальнемагистральных  (Куба, Мексика, Доминикана) — спрос упал на 70%! И понятно, что в этих условиях авиакомпания не в состоянии обслуживать те обязательства, которые они на себя брала: по сведениям из СМИ, «Трансаэро» задолжала финансовым организациям 67 млрд рублей.

Чего ждать (или не ждать) туристам?

Итак, что на сегодня известно: перевозки пассажиров авиакомпанией «Трансаэро» по России и по рейсам за границу прекратятся с 00 часов 00 минут 15 декабря.

Если билет куплен на более позднюю дату, пассажиру будут возмещены денежные средства в полном объеме. При этом перевозки из-за границы в Россию будут выполняться, пока все пассажиры не вернутся в Россию.

Что касается билетов, приобретенных в составе турпакета, то их возврат будет осуществляться через туроператоров.

В самой сложной ситуации оказались клиенты компании «Библио Глобус», продавший около 200 тысяч туров с вылетом самолетами «Трансаэро».

 Долгое время такой хороший бизнес-альянс этих двух компаний создавал для туристов вполне очевидные плюсы: цены на такие популярные направления, как Таиланд или Куба, у туроператора «Библио-Глобус» были дешевле , чем у конкурентов.

Регистрацию даже на чартерный рейс можно было пройти заранее, в он-лайне. Самолёты были всегда очень хорошие, с нормальным питанием и сервисом.

И как надежный партнёр, «Библио Глобус» уже заплатил своему постоянному авиаперевозчику 4,5 млрд руб. за предстоящие рейсы. Как быть тем туристам, чьи путёвки привязаны к рейсам «Трансаэро»? На данный момент известно, что в октябре 2015г. все туристы с билетами «Трансаэро» улетят: до 25 октября клиенты «Библио Глобуса» будут обеспечены перевозкой.

По поводу того, что будет происходить после 25 октября, туроператор «Библио Глобус» опубликовал разъяснения по поводу оплаченных туров с вылетами на «Трансаэро».

Судя по сообщению на сайте, в первую очередь туристам предложат пересадку на рейсы других перевозчиков. Что это за рейсы пока не разъясняется, очевидно, что на эту тему ведутся переговоры.

В случае, если пересадка невозможна, компания обещает «возврат денежных средств без удержания фактических затрат со стороны ООО «Библио-Глобус Оператор».

Ситуация с «Трансаэро» доставляет головную боль сотням тысяч туристов…

Но всё хорошо в теории. А вот на практике…

Вчера, 7 октября, в столичном аэропорту «Внуково» случилась самая настоящая давка. Сотни пассажиров провели в воздушной гавани порядка 12 часов из-за отмены рейсов авиакомпании «Трансаэро» Москва — Шарм-эль-Шейх.

На завтра — 9 октября 2015г. — будут отменены ещё 62 рейса авиакомпани Трансаэро, сообщил авиаперевозчик на своей официальной странице в .

Что быть в курсе,  как будут развиваться ситуация с пассажирами «Трансаэро» в дальнейшем, внесите свою электронку в форму ниже:

К тому же, у некоторых туристов уже возникли трудности с возвратом денег за билеты на отмененные рейсы, особенно если они куплены через агентства.

Что в общем неудивительно: агентства сейчас должны вернуть клиентам деньги, но когда они сами получат возврат этих денег от «Трансаэро» — неизвестно. То есть сейчас агенства должны изыскать эти средства из собственных бюджетов.

Что в условиях тотального падения продаж сделать очень  и очень непросто. А лезть в кредиты, рассчитываясь за чужие просчёты в бизнесе, тоже не вариант…

Порядок возврата билетов, купленных через сайт «Трансаэро», вроде бы выглядит просто — нужно направить заявление с данными на адрес электронной почты компании. Но деньги клиенты увидят не скоро. «В связи с огромным количеством обращений срок рассмотрения каждой заявки увеличен,— признаются в «Трансаэро».

— Пассажиры получат уведомление о принятии заявки на возврат к рассмотрению в течение пяти рабочих дней после ее подачи. Срок возврата денег — 30 банковских дней».

В центре сервисного обслуживания клиентов компании также серьезные задержки: специалисты отвечают на запросы через два дня, среднее время ожидания на горячей линии — час-полтора.

Про дешёвый Таиланд можно забыть.

Итак, давайте попробуем представить, каким будет предстоящий туристический сезон без «Трансаэро».

Многих туристов и турагентов прежде всего волнует, какими будут цены на Таиланд, Вьетнам, Гоа.

Ведь многие уже начали бронировать Новый год. В осенне-зимний период  массовые азиатские направления всегда были если не «золотой жилой» сезона, то уж точно надежной опорой для турагентов, благодаря большому объему перевозки и сравнительно дешевой «наземке». Но сейчас, когда «Трансаэро» выходит из игры, возникает много вопросов о расстановке сил на этих направлениях.

Долю «Трансаэро» могли бы занять авиакомпании туроператоров Anex Tour и Pegas Touristik с их дальнемагистральными бортами. Но в существующей ситуации наращивать объемы компании не планируют.

Потому что на многих «зимних» направлениях наблюдается падение спроса. По итогам полугодия почти в два раза упал турпоток в Таиланд, на 44% — в Индию, на 43% — в Китай.

На этом фоне полеты в Москву прекратили ряд азиатских перевозчиков: Thai Aiways, Cathay Pacific, SriLankan Airways.

Так что, и это уже очевидно, с уходом «Трансаэро» закончится эпоха профицита перевозки и низких цен. В Москве, где у перевозчика были наиболее сильные позиции, можно ожидать существенного повышения цен.

И хотя регионов это коснется в меньшей степени, так как там немного другие игроки на туристическом рынке,  про дешевый Таиланд всем можно забыть… Проблема в том, что в турах на дальнемагистральных направлениях наземное обслуживание составляет лишь 20-30% стоимости, в т.ч. размещение — около 15%.

Поэтому даже двукратное снижение прайсов от отельеров, предпринятое ими для привлечения российских туристов, даст едва заметный эффект.

Кроме того туроператоры и авиакомпании будут ужесточать условия работы — появится больше контрактов по предоплате, возрастет роль регулярной авиаперевозки. Поэтому турагентствам стоит ориентировать туристов на раннее бронирование, так как тарифов last minute станет меньше.

Источник: http://sochi-fornia.ru/transaero-bankrot/

В минводы вместо пхукета что будет с рынком авиаперевозок после банкротства «трансаэро»? — meduza

Причины разорения трансаэро

Авиакомпания «Трансаэро», занимавшая второе место по объему пассажирских перевозок в России, прекратила продажи билетов.

Изначально планировалось, что компанию купит «Аэрофлот», однако сделка сорвалась, и теперь «Трансаэро», скорее всего, будет признана банкротом.

О том, как исчезновение «Трансаэро» скажется на российском рынке авиабилетов, и куда теперь будут летать россияне, по просьбе «Медузы» рассказал аналитик онлайн тревел-агентства Biletix Ярослав Котышов.

Почему крах «Трансаэро» — это плохо

Уход в небытие одной из крупнейших российских авиакомпаний стал потрясением для рынка. О трудностях «Трансаэро» было известно давно, но финал истории получился стремительным и неожиданным.

Еще в начале сентября слияние «Трансаэро» с «Аэрофлотом» почти не ставилось под сомнение.

Месяц спустя оказалось, что компания пройдет жесткую процедуру банкротства и прекратит полеты, а клиентам, купившим билеты на даты после 15 декабря, придется оформлять возвраты.

В объеме продаж Biletix за первую половину 2015 года билеты «Трансаэро» составили 13%. В сентябре, когда перспективы компании оказались под вопросом, клиенты стали осторожнее.

Тем не менее, до нуля продажи «Трансаэро» не упали: на долю перевозчика пришлись около 4% билетов.

Покупать билеты на рейсы «Трансаэро» люди продолжали буквально до последнего и прекратили только 1 октября, когда компания официально остановила продажи.

От других российских авиакомпаний (не считая «Аэрофлот») «Трансаэро» отличалась большим объемом перевозок на внешних направлениях. Рейсами «Трансаэро» можно было относительно недорого улететь в Тель-Авив, Нью-Йорк, Бангкок и так далее.

После ухода компании с рынка на этих направлениях конкуренция уменьшится, что, естественно, приведет к росту цен.

Тем, кто раньше летал за границу прямыми рейсами «Трансаэро», теперь придется выбирать: либо платить больше, либо искать недорогие варианты с пересадками. 

Почему крах «Трансаэро» — это не так уж плохо

Несмотря на то что обанкротившийся перевозчик занимал значительную долю рынка, на большинстве ключевых для российских пассажиров направлений он был лишь одним из многих.

Хотя Симферополь, Минеральные воды или Краснодар принимали немало рейсов «Трансаэро», для пассажиров потеря компании на этих направлениях не будет невосполнимой — поток клиентов возьмут на себя ее конкуренты, а резкому росту цен помешает борьба оставшихся перевозчиков между собой.

То же самое касается рейсов Санкт-Петербург — Москва (и Москва — Санкт-Петербург) и многих других направлений.

Эксклюзивных направлений (тех, по которым «Трансаэро» был единственным перевозчиком) было немного. Это, например, перелеты по маршруту Анадырь — Москва, который при всем желании трудно отнести к числу популярных. На таких маршрутах компанию, вероятно, заменит «Аэрофлот» или кто-то еще из российских перевозчиков.

С учетом этого в среднем затраты россиян на авиабилеты после банкротства «Трансаэро» могут вырасти не так уж сильно. Более того, пока мы наблюдаем сезонное снижение цен: с 11759 рублей в среднем за билет в августе до 10397 рублей в сентябре и 11287 рублей в октябре.

А рост цен к сентябрю 2014 года составил 5,3%, что даже ниже общего уровня инфляции.

Правда, одновременно с попытками авиакомпаний удержать клиентов и не взвинчивать стоимость билетов существует и противоположная тенденция: после ухода «Трансаэро» общее количество мест по дешевым тарифам снизилось, из-за чего в перспективе цены могут существенно вырасти. Тем не менее, пока этого не произошло.

Тех, кто уже купил билеты на рейсы «Трансаэро», счастливчиками не назовешь, но и они оказались в более-менее приемлемой ситуации — клиентов авиакомпании перевезут ее конкуренты. Правда, это касается только перелетов до 15 декабря.

Тем, кто должен был лететь «Трансаэро» после этой даты, придется обращаться за возвратом денег.

Меньше всего повезло тем, кто заранее спланировал поездку в новогодние каникулы: денег за возвраты от «Трансаэро» на покупку подорожавших билетов, скорее всего, уже не хватит.

Что будет с рынком авиабилетов

Банкротство второго по объему перевозчика произошло на фоне стагнации рынка, которую вызвало снижение покупательской способности россиян и падение курса рубля. Если прежде продажи авиабилетов (особенно в онлайне) росли несмотря ни на что, то в середине 2015 года ситуация на рынке изменилась и для авиакомпаний, и для агентств.

Рост продаж авиабилетов прекратился в конце августа после очередного «черного понедельника» на валютном рынке. С тех пор рубль заметно вырос, но продажи билетов не восстановились.

Сильнее всего пострадали дальние дорогие направления: по-видимому, билеты на эти перелеты массовой аудитории теперь не по карману.

Среди билетов, проданных через Biletix в сентябре 2014 года на прошлые новогодние каникулы, наибольшей популярностью пользовались такие направления, как Коломбо (Шри-Ланка), тайские Пхукет и Самуи. В январские выходные 2016 года россияне полетят совсем в другие места.

По нашей статистике, из зарубежных направлений в топ продаж попали только города Европы (Женева, Милан, Барселона). Зато среди лидеров теперь можно найти Сочи и Минеральные Воды.

Если говорить не только о новогодних рейсах, но о перелетах в любое время года, неопределенности на рынке добавляет политика.

Запрет российским компаниям летать на Украину, а украинским — в Россию не только усложнит перемещение между странами (пассажирам придется летать, например, через Минск), но и снизит доходы авиакомпаний, которые будут вынуждены восполнить потери за счет повышения цен на других направлениях. Конечно, в том случае, если запрет останется в силе.

В целом, за последний год сильно изменилась сама структура перевозок. Рост доли внутрироссийских перелетов прогнозировали давно, но эти прогнозы долго не подкреплялись практикой. Даже осенью 2014 года, когда рубль падал, а сотрудникам государственных органов рекомендовали отдыхать в России, люди охотно покупали билеты на международные рейсы.

Вероятно, многие бы делали это и в 2015 году, если бы желания российских путешественников по-прежнему совпадали с их возможностями. Но если в сентябре 2014 года доля внутренних перевозок в наших продажах составляла 57%, то в сентябре 2015 года она выросла до 65%.

Даже если в мечтах россияне все еще представляют себя на Пхукете, в реальности они в последнее время чаще предпочитают Минводы. 

Источник: https://meduza.io/feature/2015/10/13/v-minvody-vmesto-phuketa

Банкротство Трансаэро

Причины разорения трансаэро

До недавнего времени авиакомпания «Трансаэро» являлась вторым в стране оператором авиаперевозок. Компания осуществляла реализацию 20% пассажирооборота в этом транспортном сегменте и располагала сертификатом на право международных полетов.

1 октября 2015 года и на совещании правительства было принято решение о банкротстве «Трансаэро» и последующем прекращении ее деятельности.

Предпосылки для этого решения и слухи о шатком положении авиаперевозчика гуляли в блогосфере и СМИ в течение всего прошлого года, однако сейчас все домыслы подтверждаются и история краха транспортного гиганта подходит к своей логической развязке.

Иски в суд о банкротстве «Трансаэро» собираются подать сразу три крупнейших кредитора — ВТБ, Сбербанк и Альфа Банк. Руководство банков заявляет о невозможности каким-либо образом повлиять на процесс разорения перевозчика. Все возможные меры по предотвращению сложившейся ситуации уже были приняты и не увенчались успехом.

На банковском форуме в Сочи в начале октября глава ВТБ Андрей Толчин сообщил, что сумма кредитной задолженности составляет порядка 12 млрд.

рублей, и к этому добавляются лизинговые обязательства авиакомпании в размере 20 млрд., которые она выполнить не в состоянии.

Банк намерен ждать просрочки по выплате для начала судебных разбирательств. Той же позиции придерживаются остальные кредиторы.

Руководство «Трансаэро» предпринимало попытки продлить свою деятельность на рынке через предоставление банкам госгарантиипо выплате своих долгов, однако просьба о предоставлении компании такой возможности Минфином была отклонена.

Еще одна попытка спасти положение заключалась в предложении объединению банков-кредиторов контрольного пакета акций компании (75%), однако глава Сбербанка Герман Греф заявил, что возьми они хоть все 100% акций, предложение все равно не рентабельно. Таким образом, эта попытка также провалилась.

Общая задолженность авиакомпании составляет 240 млрд. рублей, включая лизинговые обязательства, кредитные задолженности и долги перед аэропортами и пассажирами.

Причины банкротства Трасаэро

В критическом положении оператор авиаперевозок оказался после отказа в государственной поддержке и отклонения предложения о передаче банкам контрольного пакета своих акций.

О причинах, которые повлекли за собой финансовую несостоятельность компании, сделал предположение премьер-министр Дмитрий Медведев.

В своем выступлении он объяснил причины банкротства «Трансаэро» приобретением большого количества бортов, использованием которых «Трансаэро» попыталась выбраться из кризисного положения 2007-2009 годов.

Однако в расчетах спроса и прибыли специалисты авиакомпании ошиблись, что привело к простою купленных самолетов без дела.

Действительно, закупка лишних бортов сыграла свою роль. Использовать их планировалось по специально разработанной программе «Эмпириал», которая предполагала предоставление услуг премиум-класса. Этим ходом компания собиралась повысить свою выручку, но спроса не случилось, и идея прогорела, оставив «Трансаэро» в глубокой долговой яме.

Последствия для рынка

Выход крупнейшего игрока за пределы рынка, само собой, повлечет перераспределение долей пассажирооборота между оставшимися компаниями. «Аэрофлот», по прогнозам аналитиков, получит 50% всех российских пассажиров, на второе место встанет «Сибирь S7» с 12%. Новую тройку замкнет Ютэйр, которая получит 10% пассажирооборота.

Для российских авиакомпаний, которые за последний год ощутили падение спроса на перелеты около 5-10%, банкротство «Трансаэро» сыграет положительную роль. Перераспределение пассажиров поможет восстановить прежние объемы работы и даже превысить их.

С другой стороны, для потребителей это обернется ростом цен на билеты, то есть скажется негативно. Многие компании уже объявили о неминуемом росте тарифов.

Последствия для пассажиров «Трансаэро»

На прошлой неделе авиакомпания начала отменять вылеты своих рейсов десятками, что свидетельствует о дальнейшем полном прекращении ее деятельности. Это поставило в затруднительное положение тысячи клиентов авиаоператора.

В особенно неприятно ситуации оказались люди, которые уже купили билеты.

Обязательства по реализации перевозки пассажиров обанкротившейся фирмы взяла на себя обозначенная «большая тройка» авиакомпаний – Аэрофлот, S7 и Ютэйр.

Пассажиры с уже купленными билетами распределены между ними, однако информацию о конкретной дате и месте вылета получить пока сложно. Для дальнейшего прояснения этой ситуации и налаживания подробного оповещения клиентов предпосылок нет.

Обязательства распространяются на те рейсы, которые должны были вылететь до 15 декабря.

Тем пассажирам, которые приобрели билеты на более поздние сроки, а также тем, у кого обратный вылет позже указанной даты, придется их сдать. Это касается и тех проездных документов, которые были куплены у посредников.

Со сдачей билетов из-за большого объема возвратов могут также возникнуть проблемы, не исключена массовая подача судебных исков.

В настоящее время все организации-участники сложившегося инцидента заняты попытками стабилизировать ситуацию.

Как стало известно, Росавиация аннулировала летную лицензию «Трансаэро» с 26 октября 2015 года.
После этой даты самолеты компании не имеют права подниматься в воздух.

Узнать статус своего билета Трансаэро можно воспользовавшись электронным сервисом: http://info-services.transaero.ru/status/ номер рейса нужно указывать без UN.

Статья прочитана раз(a).

Источник: http://finamer.ru/bankrotstvo-transaero-2.html

Юрист.Рф
Добавить комментарий